На вопросы "АиФ" отвечает член-корреспондент АН СССР П. БУНИЧ.
"АиФ". Павел Григорьевич, в нашем еженедельнике уже сообщалось, что вы недавно побывали в США. Подтвердились ли привычные для нас отрицательные оценки американской действительности?
БУНИЧ. То отрицательное, что мы с детства усвоили о США, подтвердилось. И Гарлем, где живут преимущественно темнокожие. И бездомные в парках и дворах, рядом с небоскребами Манхэттена. И агрессивность военного лобби. И аэродромы, набитые современными бомбардировщиками. И безработные. Но в рассказе о США надо пользоваться всеми красками.
"АиФ". Каковы сегодня, на ваш взгляд, настроения американцев? Изменилось ли их отношение к СССР, к возможностям советско-американского сотрудничества, в том числе в экономической области? И вообще, что вам как экономисту бросилось в глаза в первую очередь?
БУНИЧ. Приоритетный вопрос - быть или не быть миру, - по мнению почти всех моих американских коллег, имеет единственный ответ: "быть". Известный писатель-футуролог Джон Нейсбит считает самым прочным фундаментом мира усиление хозяйственного единства мировой экономики, ее интеграцию, образование сверхобщего рынка, преодолевающего искусственные барьеры, организацию наднациональных органов управления, наподобие СЭВ. Надо назвать и ЕЭС со своим парламентом, правительством, валютой, банком, судом. Напомню, что СЭВ и ЕЭС установили официальные отношения друг с другом.
Другая "опора мира" - осознание того, что атомная война не оставит ни победителей, ни побежденных. Только черный "дым отечеств". Отсюда - понимание безрассудства и нелепости современного вооружения, популярность всеобщего паритетного разоружения. К тому же, хотя в США со стола военной экономики кое-что перепадает гражданской, опыт ФРГ и Японии, которым иметь крупные вооружения запрещено, показывает: чем ниже военные расходы, тем гражданская экономика богаче.
На таком фоне постоянным рефреном звучали предложения о создании совместных предприятий, торговле, обмене опытом хозяйствования. Но есть и "камни преткновения". Что я под этим подразумеваю? Нельзя допустить удушения импортом нашего внутреннего производства, которое надо лишь "воспитывать", выращивать при помощи импорта. Нельзя допустить образования чрезмерных долгов, некомпенсированной утечки советского национального дохода при продаже отечественных изделий по ценам ниже мировых. Нельзя опрометчиво вводить обратимость (конвертируемость) рубля, если наши предприятия связаны по рукам и ногам внутренними плановыми заданиями и поэтому почти ничего не могут выделить для отоваривания обратимого рубля, если недостает хороших товаров, производимых с низкими издержками. Но самое большое "нельзя" нельзя стоять на месте, игнорировать назревшие проблемы.
Американские специалисты отмечали, что интенсификация всемирных экономических связей по-новому ставит вопрос о специализации предприятий, ранее сложившейся на внутреннем рынке. Как в свое время переход от местного рынка к региональному и от регионального к национальному во многом перечеркнул прежние понятия выгодности и потребовал их корректировки, так и теперь, в условиях интеграции в мировом масштабе, нельзя оставлять неизменной сложившуюся ориентацию фирм на внутренний рынок, пуская в мировой оборот лишь избыток от внутренних нужд. Все должно решаться сравнительной эффективностью внутреннего и мирового рынков. В США в принципе так и происходит. У нас же поставки на мировой рынок, как правило, определяются остаточным методом.
"АиФ". Судя по публикациям в американской прессе, в США в последние годы наблюдается "бум" для средних и мелких фирм. Прошлый год, по некоторым данным, стал в этом плане "рекордным". Как бы вы оценили это явление?
БУНИЧ. До недавнего времени мировым рынком владели в основном крупнейшие предприятия. Сейчас они все еще продолжают доминировать, однако их влияние ослабевает. Во многих странах произошел "взрыв" мелкого бизнеса. Он обусловлен тем, что, с одной стороны, крупные предприятия сокращают число работающих, в первую очередь "голубых воротничков". С другой - выявилось, что многие работы мелкому бизнесу не только по плечу, но и выполняются им лучше, чем крупным. Речь идет о предпринимательских научных фирмах, консультационных, информационных, инженеринговых, внедренческих, небольших рисковых (венчурных) предприятиях с гибкой структурой производства, придающих сотрудничающим с ними крупным фирмам маневренность, а продукции - мелкосерийность.
В США на все эти виды деятельности, в большинстве своем услуги, приходится почти 70% валового национального продукта и 75% занятых.
К слову, в крупных фирмах США, в отличие от Японии, преобладают административные и денежные рычаги, превращающие работника в человека-функцию, отсутствуют рабочие советы, слабо используются психологические методы активизации коллективов.
"АиФ". Американцы любят говорить об "успехе в жизни". Кто, по-вашему, может добиться его в Америке? Какими качествами для этого нужно обладать?
БУНИЧ. Общий уровень американской эффективности, основывающийся на активности многочисленных предпринимателей, высокой культуре производства, использовании преимуществ международного разделения труда, нахождении выгодных сфер вложений капитала, позволяет иметь широкие слои высокооплачиваемого рабочего класса в промышленности, аграрном секторе, сфере услуг.
В стране также довольно много миллионеров: по разным данным, их число колеблется от 500 до 700 тыс. человек (выдающихся ученых, писателей несопоставимо меньше). Коммерческий успех не обязательно требует гения. Он посилен сравнительно среднему предпринимателю. Только надо все время думать, искать, находить (если не перейти на положение рантье или прожигателя жизни). Так и происходит. Причем каждый предприниматель хозяйствует сразу в нескольких сферах. Не зря именно в США родилась поговорка, что нельзя все яйца носить в одной корзине. И тогда, если где-то подстерегла неудача, то по закону больших чисел общий итог может все равно оказаться положительным.
"АиФ". В печати много сообщалось о том, что в Соединенных Штатах, как и у нас, остро стоят проблемы охраны природы и ресурсосбережения. Вы видели, что предпринимается для их решения?
БУНИЧ. Энергосбережение стало экономической политикой страны, штатов. В штате Колорадо, например, энергопредприятия штрафуют потребителей за перерасход энергии, выдают дотации застройщикам новых домов, с тем чтобы те применяли конструкции, экономящие топливо. На первый взгляд кажется, что фирмы подрывают свой рост. Зачем? А затем, что они обязаны удовлетворять все запросы в энергии без роста цен. Если же потребность в энергии возрастет, то придется строить новые энергоблоки, а они обойдутся дороже, чем старые: затраты растут. Цены же "заперты". Получается, что расходы на экономию меньше расходов на увеличение производства.
"АиФ". Как известно, американцы много внимания уделяют своему здоровью. Каковы ваши впечатления от этой стороны жизни в США?
БУНИЧ. Экономические достижения американского общества позволили ему выделить значительные ресурсы на охрану здоровья населения.
Интересную метаморфозу можно увидеть и в облике людей. Прежде богатые отличались внешней роскошью и тучностью. Теперь ярко одеваться посильно всем, а посему престижность такой одежды исчезла. Более того, она удел людей "с комплексом". Только в официальных случаях, присутственных местах, некоторых элитных ресторанах американцы надевают темного цвета костюмы, галстуки и т. д. В обычной жизни их одежда довольно скромная.
А тучности противостоит диета: пища американцев строгая, с ограничениями по калориям. Сахару предпочитают специальную аминокислоту или другие заменители. В продаже, например, как обычная "пепси-кола", так и диетическая. Сельскохозяйственные продукты, приготовленные без "химии", стоят в несколько раз дороже. Поэтому богатый "худее" бедного, спортивен и в 60 лет выглядит лет на 40.
Но это "новые" отличия, а "старые" сохраняются - лучшие дома, бассейны, автомашины, личные самолеты (их в стране несколько сотен тысяч), лучшие места обитания - преимущественно на курортах, в горах, на окраинах крупных городов. Член нашей делегации Д. Лисоволик - подметил, что понятие периферии для США отсутствует. Первоклассные университеты, институты, венчурные фирмы не обязательно находятся в столице или крупнейших мегаполисах. Жить вдали от центра - не позор, а удел избранных. Компьютеры, телетайпы, самолеты до минимума сокращают минусы и до максимума повышают плюсы таких населенных пунктов, как, скажем, Теллурайд - городок в горах, где мы дольше всего находились.
"АиФ". Павел Григорьевич, вы еще раз подтвердили свидетельства о высоком уровне жизни в США. Но ведь так просто, "с потолка", блага не сыплются, их надо заработать...
БУНИЧ. Да, интенсивность труда в Америке настолько высока, что по нашим меркам ее не выдержать. Если жить сложившимися в прошлом привычками. А если эти привычки менять - то именно такая интенсивность обеспечивает такую жизнь. Учитывая, что значительная часть плодов интенсивного труда американским трудящимся не достается, нам, при нашей системе распределения, для такой жизни достаточной была бы и несколько меньшая интенсивность.
Когда мы одолеем все наши проблемы, реализуем огромные преимущества социализма, тогда наша страна займет подобающее место в мировой иерархии.