Примерное время чтения: 6 минут
154

ТОЧКА ЗРЕНИЯ. А. Козлов: "Выйти на уровень, достойный культуры нашего народа"

В последнее время зарубежные радиоголоса, стремясь привлечь молодежную аудиторию, стали чаще передавать рок, джаз. Когда речь заходит о советских рок- группах, то они по-прежнему говорят, что их-де "зажимают". Лично же у меня другое мнение: сегодня на концертных площадках страны выступает огромное количество рок-групп. Это должно, казалось бы, радовать любителей этой музыки. Но оказывается, что радоваться-то особенно нечему, потому что уж очень многие из них однообразны и безлики. В чем причина? Хотелось бы, чтобы сложившуюся ситуацию оценил компетентный в этой области человек.

А. Долгов, Курск

Выполняя просьбу читателя, наш корреспондент Н. СОЛДАТЕНКОВ встретился с известным музыкантом, руководителем группы "Арсенал" А. КОЗЛОВЫМ.

КОРР. Не могли бы вы дать оценку сегодняшнему состоянию советской рок-музыки?

КОЗЛОВ. По моему глубочайшему убеждению, при всем том огромном количестве ансамблей, которые называют себя рок-группами, настоящей рок-музыки у нас практически почти нет. За время длительных запретов исчезли, не дождавшись лучших времен, музыканты и группы, исполнявшие блюз-рок, арт-рок и хард-рок. И сейчас наша рок-музыка представлена, главным образом, двумя направлениями: это музыка панков и хэви-метал. Кроме того, на профессиональной эстраде у нас появились группы в каком-то странном псевдорок-стиле, совмещающие хэви-метал с евродиско, типа шведской группы "Европа", когда чистенькие, аккуратненькие красавчики с завитыми волосами пытаются предстать перед публикой какими- то грозными, ужасными. Все это, конечно, выглядит неубедительно и неинтересно.

Но больше всего у нас поп-групп и коллективов, исповедующих различные виды коммерческой, ничего не выражающей музыки, мимикрирующей под рок. Далеко ходить не надо: всем известна программа "Утренняя почта", в которой прямо-таки сконцентрирована такая музыка.

В то же время хард-рок на советской сцене практически отсутствует, фолк-рок, арт-рок, за исключением, может быть, "Автографа" и "Диалога", - тоже. Настоящих рок-групп высокого класса в музыкальном и текстовом плане, таких, как, например, "Пинк Флойд" или "Кинг Кримсон", у нас нет. И тематика песен, и музыкальный уровень многих наших групп остаются очень низкими.

КОРР. Вы очень категорично оцениваете творчество музыкантов...

КОЗЛОВ. Мне хотелось бы, чтобы наши музыканты переходили на качественно новый уровень. Чтобы у нас была рок-музыка. Настоящая, сложная, высокого класса. Ведь все упреки со стороны, скажем, интеллектуально развитых людей заключаются в том, что советская рок- музыка примитивна, ее неинтересно слушать. И эти упреки справедливы.

Но пока что, к сожалению, крайне мало коллективов, по-настоящему стремящихся играть лучше, использовать все запасы музыкальной культуры, и рок-культуры в том числе.

Многие группы, следуя основным принципам панк-музыки, не стремятся этого делать, объясняя это тем, что они не хотят "продаваться", т. е. быть профессионалами.

Есть ли у нас положительные примеры? Конечно, и я могу назвать такие группы, как "Нюанс" из московской рок-лаборатории, "Джунгли" ленинградского рок-клуба, "Наутилус Помпилиус" из Свердловска.

КОРР. Вы считаете, что настало время качественно повысить уровень советской рок-музыки. Что для этого необходимо?

КОЗЛОВ. Надо дать творческой личности условия для полноценной работы, выпустить музыкантов на широкую аудиторию, телевидение, радио. Тогда многие поймут свои слабые и сильные стороны. Только в таких условиях могут вырасти действительно талантливые исполнители, для которых толчком к творчеству будет не желание кому-то насолить или сделать назло, а желание принести людям радость.

КОРР. Вы уже взрослый человек, а говорите о молодежи с большой симпатией. Неужели молодые вас никогда не раздражали своей непохожестью на предыдущие поколения в одежде, прическах, танцах, музыке и т. д.?

КОЗЛОВ. А при чем здесь возраст? Вот вы говорите о взрослых, но есть масса молодых и даже очень молодых людей, которые ненавидят тот же рок или джаз, не понимают и не принимают их. И самое страшное заключается в том, что единственное, что есть в этих молодых или старых людях, - это врожденная или воспитанная с детства непримиримость. Типичная ситуация: увидел на улице человека, одетого как-то не так, - и я его уже не люблю. Начинаю приставать: ну, ты, чего так оделся? Сними узкие (или широкие) брюки! Зачем волосы отрастил (или сбрил)? И так далее. Началось это со времен стиляг, во времена моей молодости, а то и раньше. К большому сожалению, это продолжается и сейчас.

Первое же, что бросается в глаза, скажем, при знакомстве с публикациями о рок-музыке, спорами вокруг нее, - это отсутствие музыкальной культуры, правильного понимания стилистики различных жанров и направлений в современной музыке, социальных причин их возникновения. Последнее особенно важно, ведь музыка всегда была отражением социальных процессов. У нас же любят говорить: рок развращает. Да нет же! Поведение и взгляды молодежи формирует общество со всеми его недостатками и проблемами. А молодые отвечают своей музыкой.

КОРР. В рок-культуре, кроме музыки, есть еще и стихи. Многие любят советскую рок-музыку именно за социальную направленность текстов, их остроту. Что будет, если это исчезнет при выходе рок-групп на широкую аудиторию, радио, телевидение?

КОЗЛОВ. Я думаю, что это никогда не исчезнет. Да и кроме нигилизма панк-рока и буржуазной слащавости евродиско, существует много других уровней осознания действительности. Скажем, есть социальная проблематика. Эта тема давно и в некоторых случаях успешно разрабатывается большинством советских рок-групп, популярных среди молодежи.

Можно и абстрагироваться от своей личной жизни, взглянуть на историю своего народа, страны, вообще на историю и развитие человеческого общества, чтобы найти ответы на вопросы: кто мы, зачем мы. А ведь есть еще и искания духовные, поиски ответа на вопрос о смысле жизни, о вере, духе и т. д. Да сколько еще тем!

Почему никто из музыкантов не пытался по-настоящему проанализировать и отразить в песнях события в Алма-Ате, трагедию Сумгаита, боль Байкала, Чернобыля и т. д.? Если бы рок-группы перешли на такие темы, на такую проблематику и при помощи рок-музыки попробовали бы донести до сознания людей осмысление добра и зла, совести, чести, тогда бы это был уровень, достойный культуры нашего народа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно