Примерное время чтения: 12 минут
354

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ИСТОРИКА. "Великая ограниченная война"

Для большинства советских людей моложе 50 лет об этой войне, наверное, мало что известно. Да и представители старшего поколения вряд ли помнят в подробностях о событиях прошлого, которые едва не привели к новому пожару. Фактически корейская война (1950 -1953 гг.), несмотря на обилие военных сводок, публиковавшихся в советской печати тех дней, так и осталась "белым пятном" в истории нашей внешней политики.

С просьбой рассказать о корейской войне корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ обратился к известному историку, профессору МГУ Михаилу ПАКУ.

КОРР. Напомните, как произошло разделение Кореи?

М. П. До 1945 г. Корея была единым государством, попавшим в колониальную зависимость от Японии после русско-японской войны 1904 - 1905 гг. Разгром японских милитаристов, в котором участвовали советские и американские войска, привел к освобождению Кореи.

Разделение на две оккупационные зоны по 38-й параллели мыслилось тогда как временная мера, необходимая для принятия капитуляции японских войск. Здоровой основой для возрождения Кореи как независимого, демократического и единого государства являлось решение Московского совещания министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, состоявшегося в декабре 1945 г. Оно предусматривало формирование общекорейского правительства, которое совместно с союзными державами должно было разработать меры по преодолению, последствий длительного колониального господства Японии.

Однако США с самого начала стали саботировать выполнение Московского соглашения, в частности, по восстановлению экономических связей между Северной и Южной Кореей. Скоро стало вполне очевидным, что США пытались задушить промышленный Север голодом, категорически отказываясь разрешить поставки продовольствия с аграрного Юга.

КОРР. Какова была позиция СССР в сложившейся "патовой" ситуации?

М. П. Советское правительство выдвинуло предложение об одновременном выводе из Кореи всех иностранных войск и о предоставлении самим корейцам решить вопрос об общекорейском правительстве.

Однако предложение СССР американцами принято не было, и они взяли курс на создание сепаратного правительства в Южной Корее. Комиссия ООН, под наблюдением которой проходили выборы, была составлена из представителей стран-сателлитов США, и ни о какой демократичности этих выборов, тем более в условиях иностранной оккупации, речи быть не могло. На пост главы государства был избран ставленник США, бывший профессор Вашингтонского университета Ли Сын Ман.

КОРР. Какова была реакция Севера на парламентские выборы на Юге?

М. П. Правительство Южной Кореи объявило себя правительством всей страны, с чем, разумеется, не могли согласиться демократические силы как Севера, так и Юга. Летом 1948 г они организовали выборы в Верховное народное собрание Кореи, которое 9 сентября провозгласило Корейскую Народно-Демократическую Республику. Так произошло юридическое оформление раскола Кореи на два государства, причем правительство каждого из них по конституции объявило себя единственно законным.

В условиях непрерывного нарастания военной опасности демократическое правительство Севера не могло не думать об укреплении своей обороноспособности и об осуществлении своих национальных чаяний к объединению страны. Но в то же время правительство КНДР не оставляло попыток сделать это мирным путем, однако все они отвергались.

КОРР. Насколько реалистичными были предложения Севера?

М. П. Думаю, что не во всем, если учесть жесткую позицию Юга в отношении мирных переговоров. По-видимому, и сами северяне не слишком рассчитывали на их успех, поскольку, как заявил позднее Председатель Кабинета министров КНДР Ким Ир Сен, его правительству было известно о готовящемся военном нападении со стороны Юга.

КОРР. Находились ли тогда на территории Кореи иностранные войска?

М. П. В 1948 г. по просьбе Верховного народного собрания Кореи с Севера были выведены все советские войска. Американцы с выводом своих войск тянули и заявили о выводе своих войск лишь летом 1949 г., однако они оставили в Южной Корее около 500 советников, которые контролировали действия южнокорейских офицеров вплоть до батальона.

КОРР. С чего начался военный конфликт?

М. П. К войне, несомненно, готовились обе стороны. Как я себе представляю, КНДР вынуждена была принять самые серьезные оборонительные меры против возможного нападения с Юга.

Вооруженные столкновения на 38-й параллели начались задолго до 25 июня 1950 г., дня, который считается формальной датой начала корейской войны. В этот день большие массы сухопутных войск обеих сторон вошли в соприкосновение. Причем обе стороны обвиняли друг друга в развязывании войны. В тот же день состоялось заседание Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке, на котором представитель США обвинил КНДР в агрессии против Юга. В свою очередь КНДР доказывала, что война развязана Южной Кореей.

В этой ситуации позиция СССР представляется наиболее объективной. В заявлении Советского правительства от 4 июля 1950 г. говорилось, что понятие агрессии неприменимо в том случае, когда речь идет о гражданской войне между различными силами одной страны. Агрессию может совершить только иностранное государство, и в данном случае США, вмешавшиеся во внутренний конфликт в Корее.

Как бы то ни было, оказались явным просчетом надежды на невмешательство внешних сил в эту войну. Как показали дальнейшие события, за каждой из борющихся сторон стояли могущественные группировки стран во главе с СССР и США, для которых поражение "своей" Кореи приравнивалось к морально-политическому поражению своей социальной системы.

КОРР. Как развивались боевые действия?

М. П. Через три дня после их начала северокорейские войска сломали оборону лисынмановских войск и захватили столицу Южной Кореи Сеул. Лисынмановский режим оказался на грани краха.

Именно тогда произошла интернационализация конфликта в результате активного вмешательства в него США. Их агрессия развивалась стремительно по возрастающей линии: вслед за военно-воздушными и военно-морскими силами, практически с самого начала принимавшими участие в боевых действиях, на Корейском полуострове высадились и сухопутные войска США.

КОРР. Как реагировало мировое сообщество на события в Корее?

М. П. К сожалению, в большинстве стран мира на войну в Корее смотрели "сквозь американские очки".

Социалистический лагерь (по терминологии тех лет) еще пребывал в процессе становления, а капиталистический мир находился под жестким контролем Вашингтона. 7 июля 1950 г. состоялось заседание Совета Безопасности ООН, на котором в отсутствие советского представителя (как вы помните СССР - постоянный член СБ ООН) обсуждался корейский вопрос. СССР бойкотировал тогда работу СБ в знак протеста против незаконного присутствия гоминьдановца в качестве представителя Китая. Этим не замедлили воспользоваться США, которые поставили на голосование вопрос о превращении американских оккупационных войск в Корее в "войска ООН".

Эту незаконную по сути акцию можно было бы предотвратить, воспользовавшись правом вето, однако советский представитель в ООН Я. Малик по указанию Москвы покинул заседание СБ ООН, что явилось крупным просчетом сталинской дипломатии.

Помимо США, в "поход против коммунизма" было вовлечено еще 15 государств, хотя американские войска, конечно же, составляли основу интервенционистского корпуса.

КОРР. Как повлияло участие американских войск на развитие военных действий в Корее?

М. П. На первом этапе им удалось несколько затормозить продвижение Народной армии КНДР, однако она, хотя и медленно, продолжала движение вперед. Лисынмановское правительство было вынуждено бежать в Пусан, город на юго- западном побережье, где к сентябрю 1950 г в его руках остался лишь небольшой клочок территории.

Однако к этому времени американское командование подготовило мощный контрудар. На Пусанско-Тэгуском плацдарме против 70-тысячной северокорейской армии были сосредоточены вдвое большие силы американских и, южнокорейских войск, имевших к тому же многократное превосходство в технике.

15 сентября, после высадки с моря в районе Сеула 50-тысячного 10-го бронетанкового корпуса в тылу северокорейской армии, началось контрнаступление американо-южнокорейских войск на юге. В результате значительные силы Корейской народной армии оказались в окружении и с тяжелыми боями вынуждены были прорываться на Север, неся большие потери. Сеул пришлось оставить.

Американцы уже праздновали победу. На 5-й сессии Генассамблеи ООН они добились ее согласия на переход 38-й параллели, что по сути было мандатом на захват Северной Кореи.

КОРР. Какова была реакция на эти события стран социалистического содружества?

М. П. Если на первом этапе их помощь КНДР носила преимущественно материальный характер, то в условиях расширения американской агрессии КНР и СССР уже не могли оставаться в стороне. 25 октября 1950 г. отряды китайских народных добровольцев вступили в боевые действия. СССР, к границам которого снова подступала война, всячески стремился погасить ее пламя, призывая воюющие стороны к мирному решению проблемы.

КОРР. Принимали ли советские войска участие в боевых действиях?

М. П. В очень ограниченных масштабах. Советские летчики прикрывали небо КНДР, и прикрывали надежно. По признанию американцев, они наглядно продемонстрировали превосходство реактивных истребителей типа МиГ над американскими самолетами.

В корейской армии находились советские советники, хотя участия в боевых действиях они не принимали. Под эгидой Красного Креста был развернут советский военный госпиталь, новейшую по тем временам систему связи Корейской народной армии обслуживали советские связисты.

КОРР. Как повлияла советская и китайская помощь на развитие военных действий?

М. П. Со второй половины ноября войска под командованием генерала Макартура стали терпеть поражение за поражением и откатываться по всему фронту на юг, к 38-й параллели, и в начале 1951 г. Сеул был вновь занят Корейской народной армией и отрядами китайских добровольцев. Потом Сеул снова пришлось оставить, и к лету 1951 г. фронт стабилизировался по все той же 38-й параллели. И тогда СССР выступил с предложением о начале переговоров по прекращению войны в Корее. Предложение это было принято, и сначала в Кэсоне, а затем в Пханмунджоме стали происходить переговоры о заключении перемирия. Однако боевые действия с большей или меньшей интенсивностью продолжались еще два года.

27 июля 1953 г. в Пханмунджоме было подписано соглашение о перемирии.

КОРР. Каковы были потери в этой войне?

М. П. Разные источники дают разные, порой далеко отстоящие друг от друга цифры.

По заявлению президента США Р. Рейгана, американцы потеряли убитыми 54 тыс. человек; по другим данным, эта цифра достигает 142 тыс. человек. Расходы США на корейскую войну составили более 20 млрд. долл. Потери китайцев, включая раненых, по американским данным, составили около I млн. человек.

Страшные потери понес в этой войне корейский народ: погибло 9 млн. человек, из них 84% - мирные жители.

КОРР. Известны ли потери среди советских людей, принимавших то или иное участие в этой войне?

М. П. Мы с точностью до человека знаем потери советских войск в Корее при освобождении ее от японских захватчиков в 1945 г. Они составили 4717 человек убитыми и ранеными. Однако поскольку в корейской войне СССР формально не участвовал, то и данные о потерях не публиковались. Теперь, когда мы знаем потери советских войск в Афганистане, пора, наверное, опубликовать и эти данные 35-летней давности.

Добавлю только, что в Пхеньяне есть кладбище, тщательно оберегаемое, где похоронено много советских людей, главным образом офицеров.

КОРР. Могла ли корейская война перерасти в третью мировую?

М. П. Как и любой другой региональный конфликт. У некоторых американцев, представлявших правящие круги США, было искушение применить атомное оружие против Китая и развернуть тем самым всеобщую войну против коммунизма. К этому, например, призывал главнокомандующий американскими войсками Д. Макартур, но он не был поддержан правительством США. К тому времени США уже потеряли монополию на ядерное оружие, а глобальный конфликт мог иметь непредсказуемые последствия. К тому же правящие круги США не считали дальневосточный фронт главным театром борьбы с мировым коммунизмом. Их внимание было сосредоточено тогда в основном на Европе.

КОРР. Каковы, по-вашему, уроки корейской войны?

М. П. Корейская война - первая в серии локальных войн, вспыхнувших в мире после 1945 г. Один из английских публицистов даже назвал ее "великой ограниченной войной". Она имеет большинство типических для войн черт.

Впервые в столь резкой форме произошла конфронтация двух мировых социальных систем. Думаю, что до начала боевых действий обе стороны не исчерпали всех возможностей для мирного разрешения конфликта и предотвращения раскола Кореи.

На Западе, и прежде всего в США, анализируя уроки корейской войны, должны были бы осознать, что в будущем им не удастся навязать свою волю даже малым странам военными средствами. Однако агрессия США на Кубе в 1961 г. и вьетнамская война показали, что корейский урок в то время не пошел впрок.

Если же говорить о странах мировой социалистической системы, то и для них корейская война продемонстрировала всю глубину опасности вовлечения во внутренние конфликты других стран. Даже во имя идеи интернациональной солидарности. Такое вмешательство может не только привести к тяжелым потерям, но и нанести ущерб авторитету мирового социализма.

В результате войны стало полностью очевидным, что воссоединение Кореи может произойти исключительно мирным путем, без вмешательства внешних сил, прежде всего в результате разностороннего диалога между Севером и Югом, к чему давно уже настойчиво призывает правительство КНДР. Судьба Кореи может быть определена только самими корейцами, поэтому предпосылками к национальному воссоединению страны являются вывод 42-тысячной американской армии из Южной Кореи, снижение уровня военного противостояния между обеими сторонами, установление экономических, культурных и иных связей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно