Примерное время чтения: 7 минут
305

В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ. ВТОРОЙ ФРОНТ

На рассвете 6 июня 1944 г. началась высадка англо-американских войск во Франции. Второй фронт, которого с нетерпением ждали все антифашистские силы по обе стороны Атлантики, наконец-то стал реальностью.

Понятие "второй фронт" было определено и согласовано между правительствами СССР, США и Англии еще в 1942 году. Оно означало развертывание боевых действий англо-американских войск в Северной Франции, на кратчайшем расстоянии от границ Германии, с целью отвлечь в Западную Европу около 40 дивизий вермахта и тем самым оказать существенную помощь Советскому Союзу в его единоборстве с фашистским блоком, приблизить победу, сократить жертвы и разрушения. 11 -12 июня, после американо-советских и англо-советских переговоров, в Москве, Вашингтоне и Лондоне были опубликованы коммюнике, в которых сообщалось, что "достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году".

Однако западные союзники не выполнили своего обещания ни в 1942-м, ни в 1943 году, а предприняли в 1942 г. высадку в Северной Африке и в 1943 г. - на Сицилии и в Южной Италии, уверяя при этом СССР, что эти действия равноценны открытию второго фронта.

Почему же союзники в течение двух лет проводили политику проволочек с открытием второго фронта?

НЕ ХВАТАЛО ЛИШЬ ЖЕЛАНИЯ

В попытках оправдать оттягивание вторжения союзных войск в Западную Европу, многие буржуазные историки выдвигают в качестве причин "слабость союзников", "отсутствие готовности", "наличие риска и потери англичан в их североафриканских колониях", "медленный темп американской мобилизации и подготовки", "невозможность в 1942 г. собрать необходимое количество транспортных средств", "нехватку десантных средств" и т. п. Однако факты, в том числе признанные и на Западе, опровергают эти доводы. Английский историк Дж. Григг, например, пишет, что к концу 1942 г. США имели 73 дивизии, а Англия в начале 1943 г. - 65 дивизий (немцы во Франции, Голландии, Бельгии имели 35 дивизий). Еще большими возможностями располагали союзники в 1943 году. "Уже высадка в Африке показала, - пишет Аверелл Гарриман, - что западные союзники могли развернуть подобное наступление на побережье Нормандии или Бретани. Им не хватало лишь желания нанести удар на Западе".

Истинная причина политики оттягивания вторжения в Западную Европу состояла в том, что, в отличие от СССР, который стремился как можно быстрее разгромить гитлеровскую Германию, освободить порабощенные ею народы от фашистского рабства, правители США и Англии имели целью устранить Германию с мировой арены лишь как империалистического конкурента. При этом они рассчитывали сделать это руками своего союзника - СССР - с тем, чтобы, переложив на него всю тяжесть войны, воспользоваться плодами побед Советской Армии и совершить "прыжок через Ла-Манш" в момент, когда Германия будет "фатально ослаблена". В июне 1942 г. генерал Эйзенхауэр подчеркивал: "Упорное сопротивление русских обеспечивает союзникам свободу выбора места, времени и количества сил для решающего наступления".

Одновременно империалисты США и Англии рассчитывали на всемерное ослабление Советского Союза, ожидая, что его военно-экономический потенциал будет подорван в борьбе с фашистским блоком настолько, что Советская страна станет второстепенной державой. И тогда, рассчитывали в Вашингтоне и Лондоне, США и Англия, став господами положения, продиктуют свои условия устройства послевоенного мира не только поверженной Германии, но и истощенному войной Советскому Союзу.

Ныне этого и не скрывают.

В книгах ряда американских историков, написанных уже во второй половине 70-х годов, указывается, что руководители США рассматривали вопрос открытия второго фронта с точки зрения своих "национальных интересов", которые ставили выше коалиционных. Их не трогало, что затягивание открытия второго фронта ведет к удлинению сроков войны, к увеличению числа жертв и разрушений в союзных им странах. Например, М. Столер в книге "Политика второго фронта" пишет, что США разрабатывали и отстаивали свою концепцию второго фронта как "способ выиграть войну на американских, а не на английских или советских условиях". Военная стратегия США, вторит ему Р. Даллек в труде "Франклин Рузвельт и американская внешняя политика в 1932 - 1945 гг.", сводилась к тому, чтобы "сломить мощь Германии и Японии быстро и недорого". Таким образом, ссылки на нехватку сил и средств были не более чем тактическим приемом, рассчитанным на всемерное истощение Советского Союза в его борьбе с фашистской Германией.

КТО СЛОМАЛ ХРЕБЕТ ФАШИЗМУ

При оценке роли и значения второго фронта после его открытия в буржуазной историографии имеет место тенденция преувеличить его значение, представить дело таким образом, будто главную тяжесть борьбы с третьим рейхом после 6 июня 1944 г. взяли на себя США и Великобритания, а второй фронт стал решающим в войне. В оценках многих американских историков второй фронт - это "важнейшее событие второй мировой войны", от решения которого, по выражению Ч. Макдональда, "зависела судьба Европы". Не далее как в ноябре прошлого года журнал "Америка" утверждал, что "в июне 1944 г. американские, британские и другие союзные войска - в общей сложности более 300 тыс. человек - произвели высадку в Нормандии, что коренным образом изменило ход событий на западном фронте и привело к капитуляции Германии, последовавшей через одиннадцать месяцев".

Правящие круги Вашингтона и Лондона заверяли общественность в своей приверженности союзническому долгу, желании быстрее разгромить фашизм. Однако главной, важнейшей целью американских и английских империалистов было стремление во что бы то ни стало "опередить русских" в захвате возможно большей части территории Германии и других стран Европы. "Наши политические цели требуют присутствия британских и американских сил на Балканах, в Восточной и Центральной Европе... - писал 10 августа 1943 г. влиятельный американский дипломат У. Буллит президенту Рузвельту. - Первая задача этих сил будет состоять в том, чтобы нанести поражение гитлеровской Германии, вторая - создать преграды на пути продвижения Красной Армии в Европу". "С русскими нужно встретиться как можно дальше к востоку", - требовал Черчилль.

Однако второй фронт не стал и не мог стать решающим по двум причинам. Во-первых, коренной перелом во второй мировой войне, в достижение которого СССР внес главный вклад, завершился в 1943 г., т. е. до открытия второго фронта. К лету 1944 г. уже всему миру было ясно, что СССР способен разгромить фашистскую Германию самостоятельно, при отсутствии фронта союзников в Западной Европе.

Во-вторых, и после высадки союзников во Франции советско-германский фронт продолжал приковывать к себе основные силы вермахта, оставаясь главным фронтом второй мировой войны. "Германия, - отмечает американский историк С. Патрик, - проиграла вторую мировую войну на полях России, а не в живых изгородях Нормандии".

По всем показателям в течение всей войны советско-германский фронт оставался главным. Здесь было разгромлено 607 дивизий вермахта и его сателлитов (союзники нанесли поражение 176 дивизиям противника), три четверти авиации, большая часть артиллерии и танков, свыше 1,6 тыс. боевых и транспортных единиц флота. В войне против СССР фашистская Германия лишилась 10 млн. человек из 13,6 млн., которых она потеряла убитыми, ранеными и пленными за всю войну. Тот факт, что главную, решающую роль в разгроме гитлеровской Германии в годы войны сыграли советский народ и его Вооруженные Силы, не раз отмечали многие политические и государственные деятели Запада. У. Черчилль с трибуны палаты общин заявил в 1944 т., что "именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины". Ф. Рузвельт подчеркивал: "Русские убивают больше солдат противника и уничтожают больше его вооружения и снаряжения, чем все остальные 25 государств Объединенных Наций вместе взятые". Де Голль отмечал: "Французы знают, что именно Советская Россия сыграла главную роль в их освобождении".

Уничтожение основных сил третьего рейха на советско-германском фронте привело гитлеровскую военную и государственную машину к полному краху. Именно Советский Союз стал главной силой, вынесшей на своих плечах основную тяжесть войны и сыгравшей решающую роль в разгроме гитлеровской Германии.

А. ОРЛОВ, кандидат исторических наук, Б. НОВОСЕЛОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно