КОГДА в марте с. г. исполнялось 90-летие I съезда РСДРП, то, несмотря на то, что важное для партии событие является "белым пятном" в ее истории, многие средства массовой информации прошли мимо этой даты. А вспомнить об этом событии следует.
Учредительный, I съезд РСДРП состоялся в Минске с 1 по 3 марта 1898 г. Протокол делегаты не вели (по конспиративным соображениям). Из документов остались; решение съезда, манифест партии, письма Союзу русских социал-демократов за границей и правлению германской социал-демократической партии, а также подготовительные материалы. Они составили сборник "Первый съезд РСДРП. Документы и материалы" (М., 1958).
Документы и материалы I съезда, несмотря на их ограниченность, показывают, что РСДРП создавалась как централизованная и действительно революционная марксистская рабочая партия. Они были восприняты российской и международной социал-демократией как документы большой исторической важности.
То, что съезд стал крупным событием в истории партии, сомнению не подлежит. Он дал партии имя, наметил общие цели ее борьбы и положил начало ее организационному оформлению.
Однако съезду не удалось организационно сколотить партию и завершить ее строительство. В ночь на 12 марта 1898 г. в 27 городах европейской части России царская полиция арестовала около 500 социал-демократов. Если учесть, что в социал-демократических организациях в то время насчитывалось чуть более 1 тыс. членов, то нетрудно представить масштаб этой акции. Репрессии продолжались и позже. Неудивительно, что после этого в партии, как писал В. И. Ленин, наступил "период разброда, распадения, шатания".
Эти шатания не обошли и оценки решений I съезда РСДРП, "Экономистка" Е. Д. Кускова выступила против съезда, считая его "интеллигентской затеей". Проигнорировала съезд и наличие рабочей партии газета "экономистов" "Рабочая мысль".
Против организационных решений I съезда РСДРП выступил Бунд. В период подготовки ко II съезду РСДРП ЦК Бунда предложил строить партию на федеральных началах (каждой нации - свою партию), для чего предстоящий съезд превратить в учредительный. 5 дней (из 21) на II съезде шел спор вокруг этого вопроса. Бундовцы потерпели поражение и ушли со съезда.
Ни в одном документе II съезда РСДРП не говорится, что он был учредительным. На титульном листе сборника протоколов, изданного в Женеве в 1904 г., было напечатано: "Второй очередной съезд Российской Социал-Демокр. Рабочей Партии".
Наличие партии до II съезда РСДРП пытались отрицать меньшевики. В. Засулич в газете ликвидаторов "Живая жизнь" (19 июля 1913 г.) утверждала, что РСДРП основана на II съезде. В статье "Как В. Засулич убивает ликвидаторство" В. И. Ленин отметил: "На деле партия была основана в 1898 году и опиралась на пробуждение массового рабочего движения в 1895—1896 годах". Далее В. И. Ленин разъясняет причину непризнания Верой Засулич партии до II съезда РСДРП. Он пишет: "Отречение от партии в прошлом, задним числом, необходимо ликвидаторам, чтобы оправдать отречение от нее в настоящем".
Если бундовцам и меньшевикам не удалось перечеркнуть значение I съезда РСДРП, то в 30-е годы эту задачу попытались решить те, кто окружал И. Сталина. Начало этому было положено еще в 1928 г. Именно летом этого года было широко отмечено 25-летие II съезда РСДРП. Одним росчерком пера большевистская фракция II съезда была преобразована в большевистскую партию. А из этого следовало, что партия большевиков была создана на II съезде РСДРП.
Этим самым была деформирована ленинская точка зрения на историю партии. Ведь в своих работах Владимир Ильич рассматривал I и II съезды РСДРП как единый процесс строительства партии. При жизни вождя было отмечено три юбилея I съезда (1908, 1913, 1923 гг.). Последний, четвертый юбилей был отмечен в 1928 г.
Но Сталин и его сторонники не остановились на этом. В сентябре 1938 г. выходит в свет "Краткий курс истории ВКП(б)". В нем утверждалось, что именно VI (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП (январь 1912 г.) "положила начало партии нового типа, партии ленинизма, большевистской партии". Таким образом, факт кооптации Сталина в состав ЦК РСДРП дополнялся одновременным появлением партии нового типа, свободной от оппортунизма.
Правда, в деле фальсификации истории партии Сталин не был первопроходцем. Еще в конце 1924 г. Троцкий утверждал, что настоящая большевистская партия появилась лишь в 1917 г., т. е. тогда, когда он на VI съезде партии был впервые избран в состав ЦК РСДРП(б).
Оценка Пражской конференции 1912 г., изложенная в "Кратком курсе", стала господствующей в исторической литературе и была таковой в течение 15 лет. После XX съезда КПСС историки вернулись к объективной оценке этой конференции, однако остановились все же на концепции, которая утвердилась в 1928—1938 гг., что партия большевиков, партия нового типа образовалась на II съезде РСДРП.
Признание того факта, что именно I съезд РСДРП был учредительным, пробивало дорогу с большим трудом. Съезд провозгласил создание партии, принял ее первые документы, но организационно не успел ее создать - помешали репрессии царских властей. Потребовался пятилетний срок, чтобы созвать новый, II съезд партии, организационно укрепить ее, разработать ее теоретические основы. Но от этого значение I съезда РСДРП не снизилось. Сейчас, когда историки партии по-новому оценивают исторический путь, пройденный КПСС, по-другому оценивается и роль I съезда РСДРП. Съезда, с которого начинается наша партия.
И. ФЕДОРИН, кандидат исторических наук