АРТУР МИЛЛЕР. Драматург, автор пьес, пользующихся всемирной известностью. Лауреат Золотой медали Американской академии литературы и искусства. Президент (1965- 1969 гг.) и вице-президент Международного пен-клуба.
"ЧТОБЫ НЕ ЗАРАЗИТЬ ИСТОЧНИКИ"
Наш враг - это тенденция к провинциализму, и под этим я понимаю прежде всего то, что многие крупные деятели, известные люди, в том числе и в интеллектуальной сфере, не понимают и не хотят понимать чью-то культуру, обычаи, жизнь, если это не их жизнь и не их культура.
В начале 50-х годов я как-то оказался в самолете рядом с одним физиком, занимавшим важный пост в корпорации "Филипс петролеум". Тогда мы летали не на реактивных самолетах и могли во время полета видеть землю. Меня поразило зрелище огромной пустыни где-то в самом сердце Америки. Я представил, как еще велики ее необжитые просторы. Физик сказал, что в этой пустыне могут жить 40 млн. человек. "Где же им брать воду?" - спросил я. На что он ответил: "Самые большие из разведанных запасов пресной воды в мире находятся под Скалистыми горами в этой пустыне. Но эта вода находится так глубоко, что до нее невозможно добраться. Но если взорвать две атомные бомбы на этой горной гряде (такие взрывы, но не атомные, используются при разведке нефти), то взрыв может открыть целое море пресной воды и дать Соединенным Штатам жизненное пространство, где могут разместиться по крайней мере 40 млн. человек". Я был поражен и спросил, не подвергнется ли вода заражению в результате взрыва. Физик ответил: "Это уже не моя область". Самое интересное - это то, что ирония не дошла до него, он просто констатировал факт: это не его область.
Мне кажется, что сейчас мы как раз и пытаемся понять многообразие взглядов и точек зрения на любые события в нашем мире, чтобы не "заразить источники". А это вызывает сопротивление не только недалеких, но и высокоинтеллектуальных людей. Мы не хотим меняться, существует огромное сопротивление переменам в нас самих.
О ТЕАТРЕ И КИНО
Театр в Америке - это частный театр Ему выделяются некоторые государственные субсидии, но в целом так называемый профессиональный театр в Нью-Йорке является частным и финансируется людьми, главная задача которых - извлечь из этого предприятия доходы. В результате мы имеем то, что имеем: на Бродвее практически невозможно поставить серьезную пьесу, особенно если речь идет об участии более чем двух-четырех действующих лиц, что объясняется стоимостью постановки. Другими словами, театр не может рассчитывать на прибыль, если он ставит серьезные пьесы. Причем сюда входит и сатира, и комедии, и все что угодно, кроме мюзиклов.
Серьезный театр выдохся, и мы присутствуем при его конце. Положение дошло до того, что даже коммерческие продюсеры изобретают новые методы, с помощью которых можно было бы разделить бремя расходов на постановки.
Результат - огромные цены на билеты, которые доходят до 45 долларов. Понятно, что школьникам, студентам, учителям все труднее ходить на спектакли, и складывается впечатление, что многие вообще отказываются от идеи посещения театра. Если они и ходят, то только на "не-Бродвей", т. е. на небольшие постановки, которые не отличаются высоким профессиональным уровнем, так как нет средств привлечь ведущих актеров.
Раньше в Соединенных Штатах драматург пользовался правом контроля над твоей пьесой Человек, вкладывавший деньги в постановку, не имел никакого права менять ее содержание. Это было общепринятое правило. Теперь все изменилось. Все больше драматургов жалеются на то, что "кредиторы", финансирующие постановку, хотят высказать и свою точку зрения. Эти люди напуганы возможностью потерять средства, а поскольку постановка стоит больших денег, "кредитор" получает все большую власть. Короче говоря, чистое самовыражение драматурга оказывается все менее возможным.