Почему заработок за совместительство не учитывается при начислении пенсии? Будет ли это положение изменено в новом законе о пенсиях!
Г. Володин, Кустанай.
На вопрос отвечает заместитель начальника Главного управления пенсий и пособий Минсобеса РСФСР Л. ВУЛЬФ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, согласно действующему законодательству рабочим и служащим при исчислении пенсии не учитывается не только оплата за совместительство, но и за сверхурочную работу и всякого рода выплаты единовременного характера. Правда, из этого правила сделано исключение для учителей школ, преподавателей средних специальных, профессионально - технических и других учебных заведений. При исчислении пенсии им учитывается заработная плата за фактическую нагрузку по всем местам работы, но не свыше полутора месячных ставок, включая и дополнительную плату за работу, которая не считается совместительством по основному месту работы, например руководство кружками и т. д.
Педагогическим работникам внешкольных, дошкольных и других детских учреждений пенсии также исчисляются с учетом платы за работу по совместительству (в пределах полутора ставок).
Для остальных категорий трудящихся заработок за работу по совместительству на размер пенсии не влияет.
Почему сложилась такая ситуация? Дело в том, что эти ограничения были разработаны еще в период принятия Закона о государственных пенсиях (1956 г.), когда совместительство не поощрялось. Более того. в 1959 г. было даже принято постановление "Об ограничении совместительства по службе", в котором увлечение совместительством осуждалось, суживалась возможность такой работы, ужесточался порядок ее оформления, для многих групп трудящихся она вообще запрещалась как наносящая основному делу ущерб.
Современные экономические тенденции позволили переосмыслить и изменить отношение к совместительству. Совет Министров СССР 22 сентября 1988 г. принял постановление (N 1111) "О работе по совместительству", где оно оценивается как возможность дополнительного участия рабочих и служащих в общественном производстве. Сняты многочисленные ограничения (сохранены лишь в отношении отдельных работников, для которых дополнительная нагрузка может повлечь ухудшение состояния здоровья и нарушить безопасность производства), упразднена также процедура получения разрешения на совместительство.
Хотелось, чтобы эти новые установки нашли бы отражение и в пенсионном обеспечении.
Разрабатываемый сейчас новый Закон о пенсиях ставит одной из своих основных задач теснее связать размер пенсий с фактическим трудовым вкладом человека в общественное производство. В связи с этим, в Министерстве социального обеспечения РСФСР, поступают многочисленные предложения трудящихся об исчислении пенсии из всего фактического заработка.
Наше министерство разделяет эту точку зрения.
Трудовые успехи работника, достигнутые благодаря более продуктивному использованию рабочего времени, а иногда и из- за его продолжительности или увеличения нагрузки, должны влиять не только на размер текущих доходов, но и на среднемесячный заработок при исчислении пенсии.
* * *
Будет ли в продаже импортная, в частности японская, теле-, радио- и видеоаппаратура?
С. Митяев, Магадан.
КАК СООБЩИЛИ в МИНТОРГЕ СССР, в плане на 1989 г. (как и во все предыдущие годы) закупка такой аппаратуры для продажи в магазинах не планируется. Ее будут осуществлять только по линии Внешпосылторга для реализации по безналичному расчету со счетов Внешэкономбанка СССР и специальных (рублевых) счетов Сберегательного банка СССР, приравненных к валютным счетам.
* * *
В 1987 г. Верховным Судом СССР был приговорен к исключительной мере наказания высокопоставленный взяточник, бывший первый секретарь Бухарского обкома партии А. Каримов. Однако позднее, по слухам, его помиловали. Правда ли это?
В. Баскаков, Тула
29 МАЯ 1987 г. судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР вынесла приговор по делу бывшего первого секретаря Бухарского обкома Каримова А. К. В ходе судебного следствия было доказано получение Каримовым взяток на сумму 1941987 руб. Также была установлена его вина в даче взяток, злоупотреблении служебным положением и нарушении правил о валютных операциях.
При назначении наказания судебная коллегия учла тяжесть и особую общественную опасность совершенных Каримовым преступлений. За годы нахождения его на посту первого секретаря в области была создана обстановка, при которой взяточничество носило организованный и массовый характер, многие ответственные работники были вовлечены в преступную деятельность. Своими действиями Каримов подрывал авторитет партийных и государственных органов. Эти обстоятельства дали основание назначить Каримову исключительную меру наказания с конфискацией имущества и валютных ценностей.
Согласно действующему законодательству приговор Верховного Суда СССР является окончательным и обжалованию не подлежит. Однако осужденному предоставлено право обратиться с ходатайством о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР, что полностью соответствует принятым СССР международным обязательствам. Так, Пакт о гражданских и политических правах, ратифицированный Советским Союзом, предусматривает, в частности, право каждого приговоренного к смертной казни на просьбу о помиловании или о смягчении приговора, причем помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.
Президиум Верховного Совета СССР, рассмотрев заявленное Каримовым ходатайство, принял решение о помиловании, заменив смертную казнь 20 годами лишения свободы, издав по этому поводу Указ от 4 марта 1988 г. Во внимание были приняты семейное положение Каримова, его чистосердечное раскаяние в содеянном, а также активное способствование им раскрытию преступлений. Уместным, на мой взгляд, будет и напомнить о том, что в проекте новых Основ уголовного законодательства значительно сужен круг составов, за которые предусмотрено применение смертной казни, в число которых не входят ни получение взятки, ни нарушение правил о валютных операциях.
А. КОРОЛЕВ, главный консультант Верховного Суда СССР.
* * *
В редакцию приходит много жалоб от участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на то, что на местах скрывают постановления правительства о существующих для них льготах.
В ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ по труду и социальным вопросам, куда редакция обратилась за разъяснениями, главный специалист В. Скулков сообщил, что после аварии на ЧАЭС было принято около десяти постановлений ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР. Совета Министров СССР и ВЦСПС. Большинство их опубликовано не было, потому что льготы по оплате труда и по социальным вопросам в этих документах предусматривались всего лишь в одном-двух пунктах. А из закрытых правительственных решений извлечения не публикуются. Поэтому и возникли домыслы и недоумения вокруг чернобыльских льгот.
В связи с этим Совет Министров СССР утвердил разъяснения, которые имеют сейчас все исполкомы местных Советов и райсобесы. Они касаются оплаты труда, исчисления льготного стажа, назначения пенсий.
Льготы на жилье, проезд в транспорте, размещение в гостиницах и другие не установлены.
За военнообязанными - работниками предприятий и организаций, призванными на сборы райвоенкоматами, по месту постоянной работы сохраняется средний заработок за все время сборов, включая время нахождения в пути до воинской части и обратно, исчисленный умножением среднедневного заработка на число рабочих дней по графику работы предприятия, организации, подлежащих оплате.
Военнообязанным, призванным на сборы и непосредственно занятым на работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в зоне отселения, сверх сохраняемой средней заработной платы по основному месту работы на основании справки, выданной воинской частью, выплачивается тарифная ставка (должностной оклад), в одно-, двух-, трех и четырехкратном размерах до 1 января 1988 г. и в одно- и двукратном размерах с 1 января 1988 г. за все календарные дни (включая выходные и праздничные) указанных в справке периодов. Дневная тарифная ставка (оклад), исходя из которой производятся эти выплаты, определяется делением месячной тарифной ставки (должностного оклада) на число календарных дней в учетном месяце.
Лицам, призванным на сборы и направленным на указанные выше работы, предоставляется дополнительный отпуск из расчета два дня за месяц работы, а время занятости в зоне АЭС до 1 января 1988 г. засчитывается в трудовой стаж и в стаж, дающий право на льготную пенсию по списку N 1, в трехкратном размере, а с 1 января 1988 г. - в полуторном размере.
В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13 ноября 1986 г. N 488/26-138, средний заработок для оплаты отпуска лицам, работавшим в зоне Чернобыльской АЭС, исчисляется по общим правилам, включая повышенную плату за время работы в указанной зоне.
При назначении пособий на детей малообеспеченным семьям и определении размера платы родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах в совокупном доходе семей граждан не учитываются дополнительные выплаты (повышенные ставки и оклады, доплаты, надбавки и т. д.), установленные для лиц. принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 апреля 1987 г. N 238/11-8).
Подоходный налог, алименты, налог с холостяков, одиноких и малосемейных граждан удерживаются в соответствии с действующим законодательством со всей суммы заработной платы, причитающейся работнику, включая и повышенную плату за время занятости на работах по ликвидации последствий аварии.
Удержание не производится с единовременного вознаграждения, выплачиваемого работнику в случае получения предельно допустимой дозы облучения, на основании специальной отметки в военном билете или справки, выданной воинской частью.
Особый вопрос об удостоверениях. В первые месяцы после аварии в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС выдавались так называемые "удостоверения о праве на льготы". Перечень этих льгот был произвольным. Как разъяснили в Госкомтруде СССР, эти удостоверения недействительны.
Подготовила О. ИЗВЕКОВА.
* * *
В каких институтах восстановлена "бронь" - отсрочка от призыва студентов на военную службу?
А. Васильев, Москва.
С этим вопросом наш корреспондент обратился в Московский городской военкомат.
ОТСРОЧКА от призыва на действительную военную службу призывникам-студентам предоставляется в следующих вузах: Московском институте электронной техники, Московском высшем техническом училище им. Баумана, Московском авиационном институте, Московском авиационно-технологическом институте, Московском институте радиотехники, электроники и автоматики, Московском физико-техническом институте, Московском химико- технологическом институте, Московском инженерно-физическом институте. Московском станкоинструментальном институте, на нескольких факультетах МГУ.
Но "АиФ", как и многим нашим читателям, хотелось бы узнать и о том, как обстоят дела в институтах других городов страны. Поэтому мы обратились в Министерство обороны СССР, но в то время, когда готовился материал, определенного ответа нам получить не удалось.
На днях после выступления в "Правде" кандидата в депутаты от КПСС генерал-полковника М. А. Моисеева нам сообщили, что сейчас готовится новое постановление об отсрочке от призыва студентам на период обучения. В соответствии с ним те студенты, кто закончил институт без военной кафедры, будут проходить годичную военную подготовку в войсках, те же, кто учился в вузах с военной кафедрой, будут призываться лишь на сборы.
* * *
Сейчас усиливается внимание к проблеме нетрудовых доходов. А каковы они? Кто их учитывает?
В. Коровина, Москва
ПО ДАННЫМ Госкомстата СССР, общая сумма нетрудовых доходов в 1986 г. составила 5,1 млрд. руб. Это на 2,1 млрд. больше, чем в 1975 г., и на 0,6 млрд. меньше, чем в 1985 г. Понятно, что досконально учесть нетрудовые доходы сложно. Эти официальные сведения аккумулируют лишь те нетрудовые доходы, которые поддаются косвенному или прямому учету. Их основные источники (млрд. руб.):
"pre"
Перепродажа непродовольственных товаров - 0,8. Продажа отдельным гражданам угля, дров и других видов топлива - 0,4. Спекуляция бензином - 2,1. Переплаты за транспортные услуги - 0,3. Доходы от сдачи жилья внаем - 1. Недостачи и хищения государственной собственности - 0,5.
"/pre"
* Одним из источников нетрудовых ДОХОДОВ, ЯВЛЯЮТСЯ ДОХОДЫ за невыполненную работу в результате искажения и приписок отчетности, необоснованного завышения цен, выпуска недоброкачественной продукции. Оценить их масштаб позволяет такой факт: по проверенным в 1987 г. строительным подрядным организациям, приписки и искажения данных выявлены в каждой пятой из них. В расчете на год объемы невыполненных в результате этих махинаций работ оцениваются по стране в сумму более 300 млн. руб.
* В государственной и кооперативной торговле сумма выявленных недостач, хищений и потерь от порчи продукции составила в 1987 г. 300 млн. руб.
* Все еще широко распространены хищения на производственных предприятиях. В 1986- 1987 гг. было задержано около 1 млн. так называемых "несунов", а в первом полугодии 1988 г. - 111 тыс.
* Недостачи, хищения и потери от порчи в системе АПК составляют более 45% всех выявленных потерь в народном хозяйстве страны. Разбазаривание и порча товарно- материальных ценностей в 1987 г. оценивались в 483,1 млн. руб., 350 млн. руб. приходилось на потери от недостач и хищений.