Примерное время чтения: 5 минут
123

На реализацию Закона "О неотложных мерах..." выделено 6 млрд. руб. Неотложная помощь пенсионерам

В связи с принятым Законом *О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" в редакцию поступает большое количество писем от инвалидов войны, которым собесы отказывают в увеличении пенсии на 15 руб. Многие из них жалуются, что, как и в прежние времена, закон опутывается ведомственными инструкциями.

Мы обратились к заместителю начальника Управления пенсионного обеспечения Госкомтруда СССР А. СОЛОВЬЕВУ с просьбой разъяснить создавшуюся ситуацию и ответить на некоторые другие вопросы.

- Возникшее недоразумение вызвано тем, что, вероятно, инвалиды войны, которым собесы отказывают в получении 15 руб., забыли, что они уже получили их ранее. Дело в том, что суть ст. 3 принятого Закона заключается в установлении инвалидам войны надбавки в размере 15 руб. без ограничения максимума пенсий. Ранее действовавшее законодательство предусматривало, что всем инвалидам войны, перешедшим с пенсии по инвалидности на пенсию по старости, она увеличивается на 15 руб., то есть за ними как бы сохраняется минимальная пенсия по инвалидности. Но эту пенсию можно было назначать только в пределах действующего максимума пенсии, то есть 120 руб. И получалось так, что одни инвалиды реально пользовались этой пенсией, другие получали ее частично. Скажем, если пенсия по старости равнялась 115 руб., то надбавка составляла всего 5 руб. А те, у кого пенсия была 120 руб., 15 руб. уже не получали. Это посчитали несправедливым. Верховный Совет принял поправку к действующему законодательству и постановил отменить ограничения на получение этой пенсии. В результате те, кто не получал этой надбавки, с 1 октября стали ее получать, а тем, кто пользовался ею не полностью, стали доплачивать разницу.

Кроме того, сессия Верховного Совета СССР утвердила на реализацию, как мы его называем, "малого" Закона - 6 млрд. руб., в том числе на повышение пенсии инвалидам войны сверх максимума предусматривалось только 50 млн. руб.

- Анатолий Георгиевич, откуда предполагается взять эти средства?

- Расходы на те меры, которые реализуются с 1 октября до 1 января 1990 г., будут покрываться за счет "пожертвований" - добровольных отчислений от различных общественных организаций. Так, ЦК КПСС выделил для этих целей 500 млн. руб., профсоюзы - 700 млн. руб. и т. д., а мероприятия, осуществляемые с 1 января, - оплачиваются за счет увеличения нормы страховых взносов с предприятий, учреждений и организаций. Если сейчас средний размер этих взносов составляет 9,7% фонда оплаты труда, то с 1 января он будет равняться 12,1%.

- Почему "малый" Закон не предусмотрел увеличения пенсий для инвалидов войны III группы, а также пенсий по случаю потери кормильца, умершего от общего заболевания?

- Дело в том, что сам Закон называется "О неотложных мерах..." И поэтому в первую очередь решались вопросы в отношении тех людей, которые, как правило, не имеют других источников существования, кроме пенсии. Это в основном престарелые люди. Что касается инвалидов войны III группы, то они, как правило, сохраняют трудоспособность и 80% из них работают.

Принятый Закон предусматривает увеличение пенсии по случаю потери кормильца только родителям и вдовам погибших военнослужащих. И хотя основная минимальная пенсия по случаю потери кормильца составляет всего 28 руб. (а у тех, кто получает ее более 10 лет, - 31 руб.). Закон никаких изменений в данную статью не внес, поскольку у этих лиц также есть дополнительные источники существования. В проекте нового пенсионного Закона, вынесенном на обсуждение народа, предусматривается увеличение этих пенсий почти в два раза.

- Утвержденный госбюджет на 1990 г. предусматривает увеличение ассигнований почти на 400 млн. руб. на дополнительное решение пенсионных проблем. Не могли бы вы рассказать, каких конкретно?

- Предполагается, например, повысить пенсии детям погибших военнослужащих.

Ввести с 1990 г. районные коэффициенты к пенсиям в северных регионах страны, где действуют аналогичные коэффициенты к заработной плате. Поскольку нет еще соответствующего постановления Верховного Совета СССР, то я могу сказать лишь об основных принципиальных подходах к решению этого вопроса. В зависимости от района существуют разные коэффициенты - от 1,2 до 2. Поскольку пенсия исчисляется от фактического заработка человека, этот коэффициент находит свое отражение в пенсиях, не превышающих максимума. Например, если бухгалтер в Москве получает 100 руб., его пенсия будет составлять при новом минимуме 70 руб., а на Чукотке такой же бухгалтер с учетом коэффициента будет получать зарплату в 200 руб., и соответственно пенсию 100 руб., то есть районный коэффициент в пенсии присутствует. У тех же, кто, скажем, получает 480 руб., этот коэффициент в пенсии не отражается. Его поглощает максимум пенсии - 120 руб. Поэтому целесообразно применять этот коэффициент только к максимуму. Если, например, в Мурманске действует коэффициент 1,4, то максимальная пенсия будет не 120 руб., а 168. Но это не значит, что там все будут получать эту максимальную пенсию. Если из зарплаты начисляется пенсия в размере 130 руб., то человек и будет получать эту сумму.

Кроме того, предполагается увеличить в соответствии с действующими коэффициентами размер минимальных пенсий, независимо от получаемого заработка.

Таким образом, например, в Мурманске, при коэффициенте 1,4 минимум будет составлять не 70 руб., а 98 руб.

На эти цели ассигновано в госбюджете на 1990 г. 330 млн. руб.

Увеличение социальных пособий и других выплат в соответствии с районными коэффициентами пока не предусматривается.

С 1 января 1990 г. по Закону вводится выплата пенсий всем рабочим и мастерам, где бы они ни работали и какую бы зарплату ни получали, без ограничения.

Беседу вела Г. РОДКИНА

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно