Т. Х. ГДЛЯН, кандидат в народные депутаты СССР по Тушинскому избирательному округу N 25 Москвы.
- Я весьма сдержанно отношусь к предвыборным программам кандидатов в народные депутаты СССР. Почему? Во-первых, на начальном этапе эти программы носили индивидуальный характер, хотя, может быть, и не отличались особой отточенностью в преподнесении "взрывного материала". На следующем этапе во многих случаях произошло смещение акцентов в сторону центристских взглядов, отражающих скорее конъюнктурные соображения, нежели желание действительно решить острые проблемы, относящиеся к пресловутой "зоне молчания". Во-вторых, обещают все кандидаты, и, как правило, много, а некоторые порой чрезмерно много. Но ведь нельзя дать того, чего нет и что за короткий срок появиться не может.
Общими усилиями уже очерчен круг жгучих проблем общества, требующих "развязки". Здесь, пожалуй, нет особых разночтений. Сложившееся "единодушие" должно быть нарушено постановкой вопроса о том, кто и как реализует задачи перестройки. Именно в этом пункте происходит "разночтение" решений одних и тех же проблем. Было бы наивно думать, что духовные наследники командно- административного метода управления не попытаются взять реванш у активных сторонников перестройки путем "мягкой посадки" своих кандидатов в апартаменты высшей власти страны.
Следовательно, главная задача сегодня заключается в том, что выбор будущего депутата должен основываться на трех немудреных постулатах: гражданская позиция кандидата в период Большого застоя; знает ли он сложную внутреннюю структуру иерархии власти и владеет ли нужным инструментом для производства ее "капитального ремонта"; достаточно ли у него решимости "дойти до конца", презрев страх за личное благополучие.
Можно быть уверенным: если каждый кандидат будет отвечать этим требованиям, пройдет это всенародное чистилище, то при "естественном отборе" позиция честных и неподкупных депутатов в Верховном Совете СССР будет преобладающей. А это уже полдела.
Теперь о том, как, на мой взгляд, должна функционировать верховная власть. Не будем тешить себя иллюзиями, что сегодняшний неотрегулированный механизм власти после провозглашения нового курса партии станет более дееспособным. Нам нужен наш, советский профессиональный парламент. Опыт прошлых десятилетий наглядно продемонстрировал, что созыв всего 2 раза в год делегатов в Москву (притом на считанные дни) для решения чрезвычайно сложных государственных вопросов, мягко говоря, себя не оправдал. Под лозунгом "идейно-политического единства" аппарат, который в первую голову несет ответственность за трагедию народа, через некомпетентных и не в меру послушных депутатов проводил угодные ему решения. Надо четко сказать, что депутатство - это работа, притом работа каждодневная и предельно ответственная. Сегодня нельзя, как раньше, совмещать, к примеру, функции директора завода и парламентария, призванного отдавать все свое время и силы решению судеб огромной страны.
В рамках парламента должны быть образованы постоянно действующие комиссии: экономическая, политическая, юридическая, финансовая, по национальным вопросам, экологическая и др. Деятельность этих рабочих групп (образно говоря, "машинного отделения" государственной власти) должна на высоком профессиональном уровне проводить всю подготовительную работу до принятия важнейших решений.
В свою очередь средства массовой информации, которые должны получить свободный доступ на рабочие заседания Верховного Совета СССР, обязаны обеспечить полную гласность его деятельности, что даст возможность избирателям впрямую контролировать позицию своего депутата по обсуждаемым вопросам.
Необходимо разработать четкий механизм отзыва из парламента депутата, скомпрометировавшего себя или же не соответствующего своему высокому предназначению. Для этого парламент мог бы выработать "Кодекс чести народного депутата СССР".
И, конечно, самое важное - вопрос о власти. Следует добиться фактического разделения власти: партии - политическое руководство. Советам - реальная власть. Пора раз и навсегда покончить с повсеместной практикой вмешательства "руководящих деятелей" различных уровней и рангов в "чужие дела".
Для успешного выполнения выдвигаемых кандидатами программ требуется важнейшее условие: консолидация здоровых сил общества, для которых возрождение могущества и авторитета Державы - дело чести.