Примерное время чтения: 5 минут
125

БОЛЕЕ 50 СОВЕТСКИХ ВЕДОМСТВ ЗАНЯТЫ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ВЕНСКИХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ. Соглашения подписаны. А что сделано?

Прошло три месяца со дня принятия Советским Союзом и другими государствами документа общеевропейской Венской встречи. Что сделано за это время?

Об этом наш, корреспондент В. ТИТОВ попросил рассказать Чрезвычайного и Полномочного Посланника заведующего Отделом по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе МИД СССР Ю. ДЕРЯБИНА.

- Решение Политбюро ЦК КПСС от 24 января отразило наш новый, перестроечный подход ко всем международным обязательствам СССР. По Итоговому документу Венской встречи все государства обязались обеспечивать, чтобы их законы, административные правила и практика сообразовывались с их обязательствами по международному праву.

Такая работа уже ведется Министерством юстиции, МВД, Прокуратурой СССР, МИД СССР, другими ведомствами совместно с соответствующими отделами ЦК КПСС. в том числе Государственно-правовым отделом. В ней участвуют квалифицированные юристы из Института государства и права. Института советского законодательства. В предусмотренные указанным решением Политбюро сроки, т. е. до 24 марта, внесены конкретные предложения и выработке изменений и дополнений к советскому законодательству и нормативным актам.

Подготовлены проекты указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан, закона о свободе совести и религиозных организациях.

Одним из первых наших шагов по реализации венских договоренностей явилась публикация полного текста Итогового документа - вначале в газете "Известия" (уже 26 января, т. е. через неделю после завершения Венской встречи), а затем отдельной брошюрой Политиздата, приложением к журналу "Международная жизнь" и др. На Западе этот документ опубликован весьма скупо и, как правило, в урезанном виде.

- Как известно, соответствующие советские ведомства должны были представить свои планы по выполнению венских соглашений...

- Круг ведомств, в компетенцию которых входит выполнение венских договоренностей, весьма широк - более 50, но ведь и сам венский документ (а это более 100 страниц) охватывает и политическую, и военную, и экономическую, и экологическую, и гуманитарно-правовую сферы. В этой работе широко участвуют и общественные организации - молодежные, женские, профсоюзные.

- Существует ли со стороны МИД или других государственных учреждений возможность контроля за выполнением соответствующими инстанциями взятых нашей страной обязательств? Есть ли какие-либо возможности влияния, "давления" на подобные инстанции?

- Наблюдение за выполнением международных обязательств возложено законом на МИД СССР. Наше министерство держит в центре внимания и реализацию венских договоренностей. В МИДе эту работу координирует Отдел по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе.

Конечно, главный политический контроль осуществляет ЦК КПСС, которому мы регулярно докладываем о ходе выполнения обязательств, взятых в Вене.

Предстоит наладить и конституционный, парламентский контроль - в системе вновь избранного Верховного Совета, повысить роль народных депутатов в деле выполнения международных обязательств, взятых нашей страной.

- Остались ли какие-либо неразрешенные вопросы между государствами - участниками встречи в Вене, с чем не согласилась советская сторона?

- Да, остались. Такие случаи в практике ведения дипломатических переговоров не редкость. Примерно пятая часть от общего числа внесенных и обсуждавшихся на Венской встрече предложений не нашла отражения в Итоговом документе. Объясняется это просто: в хельсинкском процессе действует принцип всеобщего согласия - консенсус, в соответствии с которым каждое решение требует одобрения всех 35 государств-участников. Что же касается советской делегации в Вене, то она, наряду с некоторыми другими делегациями, не согласилась принять такие максималистские предложения, как полная отмена выездных виз, сокращение сроков ограничений на выезд по соображениям государственной безопасности до 1 года и т. д.

На наш взгляд, время для таких решений еще не наступило. Кстати, насколько мы знаем положение дел в ряде западных стран - членов НАТО, к подобным изменениям не готовы и там.

- В Венских договоренностях сказано: "Государства-участники будут защищать лиц от любой психиатрической или другой медицинской практики, которая нарушает права человека и основные свободы, и принимать эффективные меры по предупреждению такой практики и наказанию за нее". Означает ли это положение возможность одного лица или группы лиц обращаться к международным экспертам с целью проверки вынесенного диагноза?

- Действующим законодательством и международными обязательствами СССР это не запрещено. После принятия Указа от 5 января 1989 г. (кстати, он был принят за несколько дней до окончания Венской встречи) гласность и правовая защищенность распространилась и на эту сферу.

В этом Указе лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется правовая помощь, судебная защита, прокурорский надзор, помощь адвоката. В уголовные кодексы союзных республик введены статьи об ответственности за незаконное помещение лиц в психиатрическую больницу.

- По советскому законодательству для взрослых детей на выезд за рубеж требуется разрешение родителей. Предусмотрены ли в этом положении какие-либо перемены?

- Прямое упоминание о необходимости такого разрешения в ныне действующем Положении о выезде и въезде из СССР отсутствует. Считаю, что практика подобного рода противоречила бы международным обязательствам СССР как по Международному пакту о гражданских и политических правах, так и по Итоговому документу Венской встречи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно