"Журнал "Плейбой" и империя "Плейбой-клубов" оставались в последние три десятилетия одним из наиболее заметных символов Америки - богатой, раскрепощенной и живущей сегодняшним днем. Но - времена меняются..."
Такими словами английский еженедельник "Экономист" открыл опубликованную недавно заметку, посвященную истории "Плейбоя" и его издателей. Для таких оценок, похоже, имелись веские основания...
ТРИУМФАЛЬНОЕ шествие журнала "Плейбой" (в переводе с английского "жуир, повеса") и его основателя Хью Хефнера к вершинам популярности началось с 1953 г. - именно в этом году вышел первый номер журнала. Его "гвоздем" были несколько фотографий обнаженной Мерилин Монро, самой популярной в то время в Америке киноактрисы. Номер имел феноменальный для нового издания успех.
"БАННИ" ШАГАЕТ ПО СВЕТУ
Практически сразу же выявился и характер издания. "Плейбою" суждено было стать "журналом для мужчин". Здесь на первое место, по замыслу Хефнера, выходила эротика. В каждом номере журнала в больших количествах печатались фотографии обнаженных женщин, как правило, выполненные первоклассными фотографами. Часто составлялись фотоподборки из жизни тех или иных известных красавиц - киноактрис, манекенщиц и т. д. Также в каждом номере читатель мог найти специальный разворот с большой фотографией "подруга месяца" ("Плейбой" - ежемесячник). сделанный так, что его можно было бы при желании прикрепить на стенку.
Все это, однако, было достаточно далеко от захлестнувшей Запад в последние десятилетия "грубой" порнографии. Эротика в глазах Хефнера становилась не самоцелью, а лишь частью своего рода философии, о которой сам основатель журнала рассказывал как в своих статьях, так и в устных выступлениях.
Суть философии заключалась в следующем. Любой человек (читай: мужчина) может в наше время достичь полной удовлетворенности жизнью, приняв за смысл и цель жизни беспредельное потребительство. Массовому читателю Хефнер и "Плейбой" преподносили "в картинках" как бы готовый стереотипизированный набор жизненных благ, к которым следовало стремиться: шикарные автомобили последних марок, самая современная бытовая электроника, сверхмодная одежда, огромные квартиры с дорогой удобной мебелью, ухоженные виллы с бассейнами, поездки на горнолыжный курорт или плавание на яхте, коньяки и виски лучших сортов и многое, многое другое. На вершину же этой "потребительской пирамиды" Хефнер ставил женщину, отводя ей по сути место "самой дорогой вещи".
В то же время на страницах "Плейбоя" публиковались серьезные статьи и интервью по вопросам политики, культуры, искусства, а также литературные произведения.
На вершину успеха "Плейбой" вышел в начале 70-х гг. Журнал активно завоевывал новые рынки - и не только в США, но и в Европе и на других континентах. Каждый месяц продавалось или рассылалось по подписке около 8 млн. экземпляров. Слово "Плейбой" в массовом сознании ассоциировалось теперь уже не только с "журналом для мужчин", но и с огромной империей бизнеса. Кроме основного издательского комплекса в Чикаго (штат Иллинойс), сюда входили, например, сеть "Плейбой-клубов" по всей Америке, казино в Лондоне и Атлантик-Сити. Дважды в месяц подготовленные Хефнером программы транслировались 50 телестанциями, причем сам издатель нередко лично выступал в телешоу.
Символом империи "Плейбоя" стало изображение кролика - "банни". Оно тиражировалось на майках и джинсах; официантки в "Плейбой-клубах" были одеты в купальные костюмы с заячьими ушками и хвостиками.
ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ
Мало кто мог предположить, что империю Хефнера ждет сильнейший удар - причем в общем-то даже не от конкурентов, а от собственных читателей.
80-е гг. стали для американцев временем серьезнейшей переоценки ценностей. Социологи констатировали возрастающую тенденцию возврата к "старым семейным ценностям", к таким качествам, как скромность, сдержанность, верность. Философия сексуальной свободы и безудержного потребления стала резко терять популярность.
Результаты этого оказались для "Плейбоя" весьма плачевными. В 1982 г. журнал оказался на грани банкротства. Тираж в 80-е гг. упал до 3-4 млн. экземпляров.
Чтобы выжить на рынке прессы, изданию потребовалась коренная перестройка. Ею занялась дочь Хефнера - Кристи, ставшая в прошлом году в возрасте 36 лет официальной главой компании. (Фактически же она вела дела уже начиная с тяжелого для журнала 1982 г.) Идея Кристи заключается в том, чтобы оставить "Плейбой" "журналом для мужчин", вкладывая в это понятие особый смысл: своего рода советчик в повседневной жизни, а также каталог мужских товаров широкого потребления. (Кстати, по этому принципу построено множество издаваемых на Западе "журналов для женщин", из которых нашим читателям наиболее известен, пожалуй, западногерманский журнал "Бурда моден", выходящий сегодня и в СССР на русском языке.) Судя по отзывам прессы, Кристи Хефнер собирается уделять больше внимания бизнесу, основанному на самых обычных вещах. Так, журнал "Экономист" предполагает, что отныне в "Плейбое" "реклама дорогих часов фирмы "Ролекс" и автомобилей "Порше" будет все больше уступать место рекламе овсяной каши, лодок и рыболовных принадлежностей".
По материалам печати подготовил Б. КОНОВАЛОВ.