Примерное время чтения: 8 минут
173

[Есть ответы] Ваши вопросы от 26.05.1989

В стране сейчас целый "клубок" трудностей: с жильем, товарами народного потребления, и прочее, прочее. Интересно, какие проблемы экономики, по мнению ученых, являются все-таки основными, наиболее важными?

О. Полякова, Свердловск

ВЫЯВЛЕНИЮ мнений по этим вопросам послужил опрос, проведенный Лабораторией изучения общественного мнения МГУ им. М. В. Ломоносова в апреле - мае этого года. Опрос охватил директоров - членов Ассоциации молодых руководителей предприятий, а также ученых-экономистов.

Респондентам было предложено выбрать из списка в 20 законов 10 важнейших, подлежащих, по их мнению, первоочередному рассмотрению Съездом народных депутатов и новым составом Верховного Совета СССР. Следующий вопрос касался наиболее важных экономических проблем, стоящих перед страной в настоящее время и требующих безотлагательного решения.

Обобщение ответов на эти два вопроса дало следующую картину. Большинство руководителей (74%) и многие ученые-экономисты (45%) считают, что необходимо принятие закона о социалистическом рынке и конкуренции в СССР, полагая, что это заложит прочную юридическую основу для развития экономики, базирующейся на новых принципах хозяйствования. По мнению участников опроса, переход к новой системе хозяйствования невозможен без решения кардинального вопроса - о формах собственности, о придании всем этим формам равного статуса.

Большинство опрошенных проголосовало за скорейшее принятие соответствующего закона о формах собственности в СССР (63% руководителей и 60% ученых). Кроме того, больше половины респондентов отметило необходимость передачи предприятий в собственность трудовых коллективов (52 и 60% соответственно). Соответственно 64 и 60% опрошенных высказались за принятие закона о новых принципах налогообложения.

Опрос показал, что и хозяйственные руководители, и ученые видят в диктате министерств серьезное препятствие для свободного развития предприятий. Отсюда значительное количество (58 и 45%) проголосовавших за первоочередное принятие закона о преодолении монопольных тенденций в экономике. Интересно, что основную опасность опрошенные видят в монополизме отраслевых министерств (за принятие закона об изменении существующей структуры отраслевых министерств проголосовало 66 и 50%), оставляя решение проблем монополизма в отдельных сферах производства крупных предприятий и объединений на будущее (за разукрупнение предприятий - монополистов - всего 20 и 18%).

За срочное рассмотрение Верховным Советом нового пенсионного закона проголосовало 43% хозяйственных руководителей и 70% ученых. То, что вопрос об изыскании средств на повышение пенсий и пособий является первоочередным, отметило 42 и 75% соответственно. Интересно, что почти такое же распределение голосов по вопросу о необходимости разработки мер по борьбе с инфляцией (45 и 75%).

Совпадают позиции обеих опрошенных групп в оценке срочности мер по оздоровлению экологической ситуации в стране. Скорейшего принятия закона об ответственности за загрязнение окружающей среды требуют 53% руководителей и 55% ученых.

За закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве проголосовало примерно одинаковое количество опрошенных в обеих группах (63 и 65%).

Несмотря на проявленное во многих случаях единодушие в оценках, хозяйственные руководители и ученые-экономисты имеют и серьезные расхождения по некоторым проблемам. Например, в вопросе о первоочередности разработки комплекса мер по обеспечению конвертируемости рубля. "За" выступают 77% хозяйственных руководителей.

Их можно понять, большинство предприятий стремится сейчас выйти на внешний рынок, вступить в деловые связи с зарубежными партнерами, и отсутствие конвертируемой валюты - главное препятствие на пути осуществления этих планов.

Однако так ли все просто? Более реалистичной представляется оценка, данная учеными (45% голосов - "за"). Видимо, они подходят к проблеме с более широких позиций и понимают, что конвертируемый рубль можно ввести только после того, как будет решен ряд других вопросов (о собственности, о рынке, о монополизме и т. д.). Похоже, что тот же макроэкономический подход позволил ученым дать более высокую оценку необходимости перестройки финансово-кредитной системы, создания сети независимых коммерческих банков (50% ученых против 36 % руководителей производства).

Судя по опросу, далеко еще не все хозяйственные руководители видят, насколько тесно связана реформа экономики с реформой политической системы. Только этим можно объяснить, что законы, принятие которых должно способствовать созданию основ правового государства, получили с их стороны наиболее низкие оценки.

Как видно из таблицы, ученые-экономисты в гораздо большей степени осознали существование неразрывной связи между экономической реформой и преобразованиями во всех других сферах жизни общества. Кстати, 84% директоров и 70% ученых считают, что нужно расширить права госпредприятий до прав кооперативов.

В ряде случаев опрошенные выражали мнение, что должен быть разработан новый, единый для кооперативных, арендных, государственных и других организаций закон - "о социалистическом предприятии".

А. АРДИШВИЛИ, кандидат экономических наук

***

Слышал, что первому составу Верховного Совета СССР были установлены большие оклады. Этим Сталин хотел привлечь на свою сторону депутатов. Так ли это?

C. Барамохин, пос. Светлый, Моск. обл.

ПЕРВАЯ СЕССИЯ Верховного Совета СССР первого созыва проходила в январе 1938 г. Один из вопросов повестки дня формулировался так: "О возмещении депутатам расходов, связанных с выполнением депутатских обязанностей". По предложению депутата П. Г. Москатова, выступившего от группы депутатов Московской области, Дальневосточного края, Узбекской, Казахской и Таджикской ССР, Верховный Совет СССР принял следующее постановление:

"1. Установить для депутатов Верховного Совета СССР возмещение расходов, связанных с выполнением депутатских обязанностей, ежемесячно по 1000 рублей.

2. Для возмещения расходов депутатов за период сессии Верховного Совета СССР установить суточные в размере 150 рублей.

3. Установить для депутатов Верховного Совета СССР постоянные билеты на право бесплатного проезда по всем железнодорожным и водным путям СССР.

4. Предусмотреть по смете Президиума Верховного Совета СССР отпуск в распоряжение как Председателя и заместителей Председателя Совета Союза, так и в распоряжение Председателя и заместителей Председателя Совета Национальностей по 300 тыс. рублей в год по каждой палате на расходы по сношению с депутатами и на представительство".

А. ЛОГИНОВ

***

В каких случаях досрочно прекращаются полномочия народных депутатов СССР?

Д. Филатов, Москва

В ЗАКОНЕ СССР "О статусе народных депутатов СССР", принятом Верховным Советом СССР 20 сентября 1972 г., в ст. 10 - "Досрочное прекращение полномочий депутата", сказано: полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отзыва депутата избирателями.

Полномочия депутата также могут быть прекращены досрочно по решению Совета, принимаемому в связи с личным заявлением депутата о сложении им депутатских полномочий ввиду обстоятельств, препятствующих их выполнению, либо в связи с вступившим в законную силу обвинительным судебным приговором в отношении лица, являющегося депутатом.

В "Комментарии к Закону о статусе народных депутатов в СССР" (М., "Юридическая литература", 1987) дается объяснение: основанием для принятия Советом решения о прекращении депутатских полномочий является лишь вступивший в законную силу обвинительный судебный приговор. Поэтому ни сам факт возбуждения уголовного дела, по которому депутат привлечен в качестве подогреваемого (затем обвиняемого, подсудимого), ни дача Советом, а в период между сессиями - исполнительным комитетом согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности или арест еще не служат основаниями для принятия такого решения.

Согласно ст. 356 УПК РСФСР и соответствующим статьям УПК других союзных республик, вынесенный судом приговор вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование. Причем, если приговор был обжалован или на него принесен кассационный протест и приговор не отменили, он вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом.

***

Известно, что на выборах народных депутатов СССР были забаллотированы некоторые партийные руководители. Нельзя ли сообщить конкретные цифры, а также фамилии тех, кому избиратели не оказали доверия?

Э. Маркин, Куйбышев

На вопрос отвечает заместитель заведующего Отделом партийного строительства и кадровой работы ЦК КПСС В. ШАРКОВ.

НА ПРОШЕДШИХ ВЫБОРАХ народных депутатов СССР баллотировался 191 секретарь ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов партии. В их числе 65 секретарей имели конкурентов. Не были избраны депутатами 38 секретарей партийных комитетов, из них 32 баллотировавшихся с альтернативными кандидатурами.

Не набрали необходимого числа голосов первые секретари обкомов партии: Архангельского - П. М. Телепнев, Владимирского - Р. С. Бобовиков, Ворошиловградского - И. А. Ляхов, Гомельского - А. С. Камай, Закарпатского - Г. И. Бандровский, Еврейской автономной области - Б. Л. Корсунский, Ивановского - М. А. Князюк, Калужского - Г. И. Уланов, Камчатского - П. П. Зиновьев, Карельского - В. С. Степанов. Кемеровского - А. Г. Мельников, Кировского - С. А. Осминин, Костромского - В. И. Торопов, Ленинградского - Ю. Ф. Соловьев, Львовского - Я. П. Погребняк, Могилевского - В. С. Леонов, Мурманского - А. К. Балагуров, Новгородского - И. И. Никулин, Оренбургского - А. Н. Баландин, Пермского - Е. Н. Чернышов, Сахалинского - В. С. Бондарчук, Свердловского - Л. Ф. Бобыкин. Томского - В. И. Зоркальцев, Тюменского - Г. П. Богомяков, Челябинского - Н. Д. Швырев, Черниговского - Л. И. Палажченко, Читинского - Н. И. Мальков, Приморского и Хабаровского крайкомов партии - А. А. Волынцев и В. С. Пастернак.

Не избраны вторые секретари: ЦК Компартии Эстонии - Г. В. Алешин, Ленинградского обкома партии - А. М. Фатеев, Оренбургского - А. Ф. Колиниченко; секретари ЦК компартий союзных республик: Украины - Б. В. Качура, Литвы - С. А. Гедрайтис и Б. А. Зайкаускас; секретари обкомов партии: Гродненского - В. М. Семенов, Коми - Н. В. Гусятников, Львовского - М. Г. Васылив.

Данные приведены с учетом голосования, состоявшегося в ряде округов 14 - 21 мая с. г.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно