Вот что рассказал корреспондентам "АиФ" Н. МАХОВУ И В. СТАРЦЕВУ заместитель министра путей сообщения СССР Г. ФАДЕЕВ.
ОПАЗДЫВАЛИ оба пострадавших поезда. С 211-го высаживали на промежуточной станции роженицу. Он задерживался на 40 минут. 212-й опаздывал на 2 часа 18 минут по техническим причинам, которые сейчас перепроверяются комиссией и следственными органами.
Частота прохождения поездов на этом участке составляет чуть больше одного часа. И уже за несколько часов до трагедии проследовало 11 грузовых и 6 пассажирских составов. Их машинисты, находясь в 3 - 4 м от земли в кабинах электровозов, сообщали диспетчерам о сильном запахе нефтепродуктов. Те, в свою очередь, оповестили соответствующие службы. Но в результате давление в трубопроводе было добавлено до 30 атмосфер...
Таким образом, концентрация газа была такова, что "зажигалкой" мог быть выброшенный из окна окурок, искрение между контактами в момент движения локомотива или просто искра из печки вагона, где проводники подогревают чай. Для выяснения всех обстоятельств и создана комиссия. Более 150 следователей работают на месте происшествия.
Масштабы трагедии огромны. Поезд N 211, шедший из Новосибирска, состоял из 20 вагонов. На него было продано 758 билетов. На поезд N 212 из Адлера - 1068 билетов. Он состоял из 17 вагонов. При этом нужно учесть, что в них находились дети до 5 лет, на которых билеты не приобретаются. На сегодняшний день 241 человек был доставлен в морг, 73 умерли от ожогов в больнице, 824 госпитализированы. Точное число жертв установить пока невозможно.
Позже было установлено, что взрыв произошел примерно в 900 метрах от железной дороги. Сгорели и "черные ящики", по которым определяется скорость движения поезда. Взрывом разрушено 1 км верхнего пути, 2 км контактной сети и 30 опор.
Раньше трубопровод пересекал железнодорожное полотно в другом месте и вызывал его оползни. Мы потребовали от Миннефтепрома СССР перенести трубопровод. Это было сделано. Но вот те или другие трубы были заложены в новом месте, должна определить комиссия.
Хочу сказать и о другом инциденте. За два часа до трагедии в Башкирии произошел взрыв газопровода в Молдавии, недалеко от станции София, в 300 метрах от железной дороги. К счастью, в этой ситуации никто не пострадал. Думаю, закономерности здесь нет. Но есть проблема, и мы должны определить все болевые точки, сделать все зависящее, чтобы подобное не повторилось.