Когда случился последний взрыв на станции метро "Белорусская", представители ФСБ заявили, что очень грамотно действовали сотрудники метрополитена. Значит, там работает какая-то специальная служба - люди в штатском?
А. Егоров
КАК стало известно из компетентных источников, в метро периодически проводятся учения, на которые представители СМИ не допускаются. Одно из самых больших учений, которое было за последнее время, развивалось по следующему сценарию: к станции движется поезд, в котором один из вагонов охвачен пламенем, а пассажиры - паникой. Дальше события развивались по сценарию, общему для большинства чрезвычайных ситуаций.
Машинист, передав сигнал SOS, по инструкции обязан на максимальной скорости гнать состав на ближайшую станцию. Станцию при поступлении сигнала SOS немедленно закрывают. Следующий шаг - эвакуировать людей с платформы. Дежурный наряд милиции должен "отжать" толпу не только с платформы, но и из вестибюля. Для этого в соответствии с инструкцией все эскалаторы включают только на подъем.
Существует отработанная схема связи. По ней сигнал SOS передается в местные отделения милиции, ГИБДД, спасателям, "скорой". Дополнительные милицейские силы должны помочь в эвакуации людей, следственных действий по выявлению очевидцев и установлению личности пострадавших, а кроме того, "заворачивают" наземный транспорт подальше от аварийного участка метрополитена.
В это время на платформе, как только сюда подкатывает аварийный поезд, вырубают свет, чтобы никого не ударило током. А чтобы не метаться в потемках, на каждой станции на всякий пожарный случай имеется бензогенератор. Его спускают на платформу и - даешь свет. Кроме того, спасатели на место катастрофы, как правило, прибывают со своей осветительной установкой.
Только после этого начинают тушить пожар. В тушении пожара в подземке есть несколько существенных нюансов. До прибытия пожарных с огнем сражаются работники метро. Что у них для этого есть? На первые несколько секунд - огнетушители и мотопомпа. Пока они работают, персонал вполне успевает развернуть два-три рукава брандспойтов и начать подачу воды. А тут уже и подоспеют пожарные расчеты (к каждой из станций прикреплена пожарная часть). Чтобы очистить воздух от дыма, который в таком случае неизбежно заполнит станцию, включается на полную мощность система вентиляции. По санитарным нормативам расчетное время очистки воздуха на станции - 40 мин. Только после этого на станции можно находиться людям. Но, как утверждают эксперты, 100%-ное задымление станции маловероятно, да и воздух очищается гораздо быстрее, чем это предусмотрено нормативами, разработанными с изрядным запасом.
Сложнее, если катастрофа случилась с поездом в тоннеле. Пожарные в таких случаях работают в противогазах КИП, их хватает до четырех часов. Спасатели работают в отечественных и импортных дыхательных аппаратах, которых хватает на 40 мин., и то в состоянии покоя. Причем, оказывая помощь пассажирам, спасателю придется надеть запасную маску на пострадавшего, а эта маска снабжается кислородом от того же самого баллона. Время сокращается как минимум вдвое. Следовательно, на все про все остается 20 мин.