Имя американца Майкла Оуэна довольно хорошо известия в мире. Среди людей деловых - как видного бизнесмена, совладельца компании "Оуэн и Бреслин". Среди прочих - как выдающегося дизайнера одежды, организатора многочисленных выставок, фестивалей и демонстраций мод по всему свету. Во время своего первого визита в СССР два года назад М. Оуэн уже давал интервью нашему корреспонденту ("АиФ" N 45, 1987 год). Недавно он снова побывал в Советском Союзе, и мы попросили ответить его на ряд вопросов.
- Майкл, два года назад, после шумного успеха советско-американской недели "Дизайн за мир", организованной вашей фирмой совместно с Союзом дизайнеров СССР, вы ратовали за дальнейшее расширение связей между нашими странами. Много ли удалось сделать за это время?
- Что ж, это были не самые легкие годы в моей жизни. Пришлось столкнуться с целым рядом совершенно новых для нас проблем. Удалось достичь некоторых успехов, хотя, конечно, они могли быть и значительнее. Мы еще раз убедились, что есть возможности для импорта в СССР, товаров, в которых остро нуждаются ваши люди.
Еще мы убедились в том, что на Западе есть интерес к определенным советским товарам. И если вы не будете производить эти товары сами, то Запад будет "воровать" у вас идеи и копировать образцы.
Возьмем, к примеру, моду. В СССР - 15 республик, это целое сокровище идей, национальных традиций, но, за редким исключением, вашими дизайнерами они игнорируются полностью. А на Западе сегодня существует голод на свежие идеи. Дизайнеры заимствуют их друг у друга.
Источник свежих идей существует у вас в стране. Это мнение многих наших модельеров. И уже сейчас на Западе во многих коллекциях первоклассных дизайнеров ощутимо советское влияние. У вас же, к сожалению, ни официальные дома моделей, ни организации, которые ими руководят, не ценят того, что вы имеете. Дома моделей копируют то, что давно делают итальянцы или французы. А Западу это не интересно.
Причины тут те же, что и в других областях - недооценка своей национальной самобытности, если хотите, своего национального богатства, а также непонимание многими вашими высокими чиновниками, что мода - это очень серьезное дело. И с точки зрения коммерции, и с точки зрения политики. Ваша мода могла бы стать серьезным средством народной дипломатии.
- Вы фактически первый, кто привез в США советскую моду. Как вы считаете, способствовало ли это изменению представлений о советской женщине в Америке?
- Мы начинали, когда большинство американцев было уверено, что советские женщины рождаются сразу "бабушками", не имеющими никакого вкуса, не придающими никакого значения своей внешности, не следящими за модой. О ком из советских женщин раньше писали журналисты на Западе - разве что о двух-трех прима-балеринах, да о жене академика Сахарова.
Теперь представления изменились. И главная заслуга тут не моя как организатора демонстраций советской моды. С большим удовольствием я отдаю тут пальму первенства госпоже Горбачевой. Я считаю, что именно она перевернула представление Запада о советских женщинах.
Для всего мира является нормой, когда рядом с руководителем государства всегда - его спутница, "первая леди". Она полноправный представитель женщин своей страны. Появление из тени "первой леди" - своеобразный символ перемен в СССР отношения к женщине как женщине. А Р. Горбачева сочетает хороший стиль, вкус, чувство понимания ситуации, гуманность - словом, лучшее, что есть в ваших женщинах. Кстати, во время визита М. Горбачева в США она пользовалась гораздо большей популярностью у прессы, чем Нэнси Рейган, известная в течение многих лет своей экстравагантностью и огромными расходами на наряды. Раиса Горбачева показала, что можно быть привлекательной, не будучи "помешанной" на одежде.
Это, несомненно, способствовало повышению интереса западных компаний, работающих в области моды, к Советскому Союзу. Кроме того, она известна у нас своей благотворительной деятельностью, направленной на сохранение вашего богатейшего культурного наследия.
- Вы любите гулять по улицам городов, в которых бываете. Что вы можете сказать о том, как сегодня одеты москвичи?
- Везде, где живут люди, существует мода, и она может быть хорошей или плохой. Есть она и у вас, например, мне очень нравятся модели Вячеслава Зайцева. Но, к сожалению, индустрия моды находится в эмбриональном состоянии. Однако многие люди хотят иметь то, что им нравится, и вынуждены платить большие деньги за одежду или обувь на черном рынке или в кооперативах. К сожалению, при этом им не обеспечивают нужное качество одежды.
Я представляю целый ряд американских, английских, итальянских фирм, которые готовы помочь вам решить эту проблему, ввозя или производя совместно модную и практичную одежду по очень разумным ценам. Уже не первый раз выступаю с подобными предложениями, однако чаще всего слышу от ваших официальных представителей: "Нашему народу это не нужно!".
- Майкл, вы приехали в Москву в первый раз, чтобы сделать шоу, и остались, чтобы делать бизнес. Что вы можете сказать о новом складывающемся типе людей - "советских бизнесменах"?
- О, делать бизнес - это ведь так непросто! Хотя бы потому, что нелегко найти людей, действующих всегда честно: слишком велико желание личного обогащения. Для вас бизнес - дело новое, незнакомое, и отношения с Западом развиваются, на мой взгляд, медленно. По данным экономического советника американского посольства, из тысячи американских бизнесменов, посетивших СССР в 1988 году, 980 уехали, как говорится, ни с чем. Лишь двадцать согласились работать на предложенных вашими министерствами и ведомствами условиях.
Мои личные впечатления от контактов с вашими деловыми людьми - прошу не обижаться - нельзя назвать самыми приятными. О том, чтобы на равных работать в мире бизнеса, многим из них думать еще рано. Большинство не умеет мыслить долгосрочными категориями, а пытается "ловить момент", чтобы получить хоть что-нибудь, но прямо сейчас. Когда ваши бизнесмены видят в иностранце потенциального партнера, они сразу же представляют набор стандартных просьб: компьютер, факс, ксерокс, одежда, поездки в США.
Мы не против, но сначала нужно делать дело. К сожалению, серьезные, подкрепленные расчетами взаимовыгодные предложения звучат нечасто. Так что в первую очередь вам надо учиться уважать себя и мыслить на перспективу. А та ведь если появляется возможность крупной сделки, то вы, не задумываясь, часто за бесценок (зато за валютный), согласны отдать те товары или сырье, которые позарез нужны внутри страны.
Сейчас у нас проводятся многочисленные семинары "Как делать бизнес в СССР". Вам, я считаю, нужны - "Как делать бизнес в США", во время которых объяснить, что неукоснительное выполнение взятых на себя обязательств - первооснова в деловых отношениях. Пока же мы сталкиваемся с многочисленными нарушениями договоренностей советскими партнерами. Я, например, был возмущен, узнав, что, несмотря на наши возражения, советская сторона установила баснословную цену в 15 рублей на билет на Неделю советского и американского дизайна, проходившую в кинотеатре "Октябрь". Трудно представить все последствия этого непродуманного шага. Мало того, что мы потеряли многих потенциальных посетителей, которым мероприятия программы были просто не по карману. Во многом потеряно доверие к бескорыстным целям нашей акции со стороны советских людей.
Тем не менее я не теряю надежд на то, что возникающие трудности мы сумеем преодолеть совместными усилиями. Уже сейчас планируется осуществить ряд проектов, связанных с модой, а также съемками совместного телесериала о сегодняшней жизни в СССР.
Беседу вела Н. ИЦКОВА.