Выгодно ли для себя и страны заключили контракты наши хоккеисты с НХЛ?
С. Зябликов, Новгород
На этот вопрос наш корреспондент Д. ГРАНЦЕВ попросил ответить заместителя генерального директора В/О "Совинтерспорт" В. КОКУРИНА и заслуженного мастера спорта В. ФЕТИСОВА, заключившего контракт с канадским профессиональным клубом "Нью-Джерси Дэвилз".
В. КОКУРИН. Заключение контрактов на выступление наших хоккеистов в зарубежных клубах НХЛ, безусловно, выгодно как для спортсменов, так и для государства. С одной стороны, происходит обмен опытом, укрепление связей, и с другой - выплачивается своеобразная компенсация государству за воспитание и становление спортсмена.
Заработная плата хоккеистов И. Ларионова и С. Макарова соответствует уровню зарплаты ведущих хоккеистов, играющих в профессиональных клубах. Такая же сумма будет получена нашим государством за право перехода этих игроков в клубы НХЛ.
К сожалению, от контракта В. Фетисова, заключенного на три года, государство не получит ни копейки. Благотворительная же деятельность должна осуществляться за счет собственных средств, а не из кармана государства. Согласно предварительной оценке, по этому контракту государство недополучит примерно 2 млн. долл.
В. ФЕТИСОВ. Если бы для меня контракт был невыгоден, я бы его просто не подписал. Не хочу вдаваться в финансовую сторону вопроса, но вот что, в частности, мне будет предоставлено по контракту. Вместе с женой буду проживать в обставленном доме в 20 км от Нью-Йорка. В мое пользование предоставлена машина. На первых порах буду работать с переводчиком, а также усиленно заниматься языком. Все это будет оплачено за счет средств "Нью-Джерси".
Ни в коем случае не соглашусь с тем мнением, которое сейчас распространено, что я якобы скрыл от государства круглую сумму. Ручаюсь, что в той или иной форме оно получит не менее 50% от заработанных мной денег. Вместе с С. Стариковым мы уже закупили 150 комплектов хоккейной формы (по 300 долл. за каждую) и передали ее в Детский фонд им. В. И. Ленина. На этом поставки не прекратятся. Надеемся полностью экипировать наших юных спортсменов. Я также буду шефствовать над одним подмосковным детским домом и помогать ему материально.
Понимаю, что мое действие вызвало целую волну недовольства в Госкомспорте. Да, мне предлагали подписать контракт через В/О "Совинтерспорт", однако выделялось только 20 -25% от контрактной суммы, а о 50% речи вообще не заходило. Хотелось бы напомнить, что за рубежом посреднические фирмы успешно работают при 3 - 4% от сделки, а 75% для предпринимателей баснословная цифра. И даже с этим "оброком" можно было бы мириться, но у меня нет никакой уверенности в том, что заработанная валюта не лежала бы мертвым грузом либо расходовалась функционерами от спорта по их усмотрению, к тому же не на нужды спорта. Вот почему я пошел на решительный шаг, самостоятельно заключив контракт. Только в этом случае буду волен распоряжаться своими заработанными деньгами и вкладывать их в нужное и гуманное дело.
ОТ РЕДАКЦИИ. Вероятно, чтобы устранить в будущем конфликтные ситуации, подобные той, которая произошла, Госкомспорту СССР совместно с Минфином необходимо разработать более гибкую систему налогообложения советских спортсменов- профессионалов. При переходе в зарубежный клуб каждый спортсмен должен компенсировать все затраты государству и клубу, который его вывел на орбиту профессиональных "звезд". А для этого было бы целесообразно заключать контракты уже при достижении спортсменом уровня мастера спорта СССР, чтобы молодые атлеты знали, сколько они должны за свое становление и сколько они "стоят" в случае "продажи".
На вопрос, сколько же будут получать спортсмены, ни они сами, ни "Совинтерспорт" нам не дали ответа, сославшись на коммерческую тайну. Однако, по имеющимся у нас данным, контракты на хоккеистов за океаном с учетом рейтинговой системы оцениваются: В. Фетисов - в размере 1,1 млн. долл. за год, И. Ларионов и С. Макаров - 0,85 млн. долл.