ОТ МИНИСТЕРСТВА по налогам и сборам зависит государственная казна. И кошелек каждого из нас тоже. Вокруг этого ведомства страсти кипят всегда, и оно часто попадает под обстрел жесткой критики. О том, какие нововведения ждут нас в налоговой сфере, и о многом другом рассказал в интервью главному редактору "АиФ" Николаю ЗЯТЬКОВУ министр Российской Федерации по налогам и сборам Геннадий БУКАЕВ.
- ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ, когда налоги будут снижаться? Что, например, будет с налогом с продаж? С поборами за парковки, муниципальными налогами?
- С 1 января 2004 года налог с продаж будет отменен. Законодатели ликвидировали восемь местных налогов - на милицию, за уборку территорий, за парковку, использование символики и т. д.
Со следующего года понижаем налог на добавленную стоимость (НДС) на 2% (с сегодняшних 20% до 18%). Кроме того, есть план упрощенного возвращения НДС при капитальном строительстве. Сейчас он возвращается через несколько лет, когда вы уже построили объект. Мы ставим задачу возвращать НДС по мере осуществления расходов. Купили вы кирпичи - предъявили счет-фактуру и документ, подтверждающий оплату, и НДС вам тут же вернули. Для этого, правда, государству понадобятся дополнительно 70-80 миллиардов рублей.
Возникает вопрос: чем это компенсировать? Мы думаем, за счет налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц. В России действуют нормы БТИ еще с советских времен, по которым за трехкомнатную квартиру в Москве площадью 80 кв. м налогоплательщик платит налог в 90-100 рублей в год. В Германии, например, уже давно все имущество оценивается либо раз в три года, либо раз в пять лет. Система неумолима: прошло три года - пришел оценщик, сделал расчеты. Не согласны - идите в суд.
- А можете вы гарантировать, что самый низкий в мире налог на доходы - 13% - не будет меняться?
- Сегодня планов таких нет. Как только правительство два года назад снизило налог до 13%, его собираемость сразу выросла в полтора раза. В прошлом году - еще почти в полтора. По итогам нынешних трех месяцев - на треть. То есть мы видим здоровую тенденцию.
Нас сейчас волнует другое. До 1999 года в России действовало порядка тридцати наспех принятых разномастных законов. И только два года назад мы стали их упорядочивать...
- Получается, на обычном человеке государство ставило эксперименты?
- Эксперименты на человеке, пусть даже из самых благих побуждений, проводить нельзя. Он же не подопытный кролик. Другое дело, что без участия человека никакие изменения в обществе невозможны.
Зависть к Ходорковскому
- НАСКОЛЬКО, по вашему мнению, морально оправданна такая гигантская пропасть, которая разделяет в нашей стране бедных и богатых? Насколько справедливо, что миллиардами ворочают люди, получившие доступ к нефти, газу, природным богатствам, которые по справедливости должны были бы принадлежать всему народу? Собираетесь ли вы при помощи налогов как-то сократить этот разрыв?
- Сегодня главный налогоплательщик в России, как в Европе, - перерабатывающая отрасль. Но в Европе она передовая. В России же основная прибыль - у сырьевых отраслей. С 2002 года стал действовать налог на добычу полезных ископаемых. С 1 января 2004 года мы планируем перевести налогообложение газа на тот же принцип, что и по добыче нефти. Ввести твердую ставку. Нефтяники ведь что делали: платили не с цены нефти, а со скважинной жидкости (нефть вперемешку с водой). А цена на нее - копеечная, и налоги, естественно, получались соответствующие. Теперь налог на добычу полезных ископаемых платится по твердой ставке - 340 рублей с тонны нефти и с учетом коэффициента (зависящего от цены нефти на мировом рынке и соотношения рубля к доллару). Все четко и ясно.
Можно сократить разрыв между богатыми и бедными, но только в рамках Конституции. Мало ли, что некоторых граждан поедает зависть, условно говоря, к Ходорковскому или Алекперову? Нельзя эту зависть культивировать. За время советской власти мы сполна испытали, к чему она может привести. Не олигархов надо доводить до разорения, а подтягивать уровень жизни бедных. Первая и главная задача - создать класс мелкого и среднего Собственника. Частная собственность, основанная на мелком и среднем бизнесе, - вот основа, стабильность, предсказуемость любого общества. К сожалению, ее не было ни в советские, ни в царские времена.
- Ну а как боретесь с теми олигархами, кто не платит налоги?
- Берем те же нефтяные компании (их у нас в стране основных девять) и сравниваем: у кого какая прибыль, сколько они добыли и сколько с тонны нефти государству заплатили. Если выходит, что одни заплатили меньше, чем другие, начинаем выяснять, каким образом они скрывают прибыль. Обычно нефтяные миллиарды уплывают в офшор. На Кипре, к примеру, налог на прибыль был 2,5%, а в России - 24%. Есть разница?
Я с представителями крупного бизнеса регулярно встречаюсь: с Ходорковским тем же, с Алекперовым, с Ханом (главой "ТНК"), Богданчиковым ("Роснефть"), Богдановым ("Сургутнефтегаз") и многими другими. С одним из них я вел немало бесед по Байконуру (там раньше был офшор и тоже использовалась схема ухода от налогов). Я ему говорю: "Не надо Байконуром заниматься". Он мне: "Нет. Я не занимаюсь". И смотрит на меня ясными, честными глазами. Через какое-то время я опять говорю: "Ну как же вы очевидное отрицаете! Ведь занимаетесь!" Он мне опять: "Нет. Я не занимаюсь". Месяцев через пять снова встречаемся, я уже привожу конкретные факты. Он говорит: "Вы знаете, Геннадий Иванович, каюсь, меня ввели в заблуждение".
- Вы как-то весело об этом говорите. Другой кипел бы от негодования. Если налогоплательщик находит законные методы ухода от поборов, может быть, имеет смысл переделать закон? Что же, в частных компаниях юристы и другие специалисты сильнее, чем в государственных? Почему нельзя это остановить?
- Во всех крупных частных компаниях работают люди, которые раньше работали в государственной налоговой системе. Потом их перекупили - там оплата больше. Подобный переток кадров идет во всем мире - это нормально.
Почему я говорю об этом так спокойно? Я в какой-то мере восхищаюсь интеллектом налогоплательщика. Он в России умный, талантливый. Он ставит планку, до которой нам приходится тянуться.
- А может быть, лазейки в законы сознательно закладываются? Есть же определенные интересы, лобби...
- Есть и такие моменты. Последние два года Дума принимает главы Налогового кодекса на весенней сессии, еще до формирования бюджета. А уже осенью начинаем вносить изменения. Закон еще в силу не вступил - он должен начать действовать только с 1 января будущего года, а мы уже выявили: вот здесь закон обошли, здесь лазейку сделали, там брешь!
Разговор по душам
- ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ, ваше ведомство - одно из немногих, где сохранился план. Как при социализме. Правительство спускает вам задание, вы регулярно отчитываетесь на заседаниях.
- Так и есть. Как при социализме. И этот план по сборам как дамоклов меч над нами висит. Взять, к примеру, налог на прибыль. По нему в федеральный бюджет в 2002 г. надо было собрать 201 миллиард рублей. Мы обеспечили 178 миллиардов. Почему? Раньше база для налога на прибыль рассчитывалась по формуле "доходы минус себестоимость". Насчет того, какие затраты можно относить на себестоимость, а какие нельзя, существовали строгие нормы закона. Теперь себестоимость заменили понятием "затраты". На затраты вы можете отнести все, на что фирма потратила деньги, даже обед в ресторане, например. Естественно, все так и делали, и налог на прибыль получался меньше.
- Раньше вам помогала налоговая полиция. Сейчас этого органа нет. Кто будет выполнять "полицейские" функции?
- У налоговой полиции было три обязанности: расследование преступлений, физическая защита налоговых инспекторов и борьба с коррупцией внутри налоговых органов. Указом президента функции расследования переданы в ведение МВД. С упразднением ФСНП мы потеряли физзащиту, но думаем, что теперь эта функция перейдет к МВД и его сотрудники будут нас сопровождать.
Другое дело, что времена уже не те, и Россия не та. И необходимость врываться в офисы к бизнесменам в масках, бряцать там оружием уже отпала. Сегодня идет борьба интеллектов: наша работа - это кучу бумаг перелопатить, схему ухода от уплаты налогов раскрыть, найти скрытое и взыскать в бюджет, для обеспечения государства Российского.
К сожалению, сейчас еще очень многие не платят налоги государству. Вот когда все будут платить и с полной суммы, тогда можно говорить о снижении налогового бремени. Сегодня от того, кто не платит, двойной вред. Мало того что государство деньги недополучает, так еще на рынок попадает продукция, не обложенная налогом. А в цене товара налоги составляют от 40 до 70%. Насколько дешевле получается продукция у тех, кто нарушает закон? И в какое положение попадают послушные налогоплательщики? Ведь их товар на рынке с такой ценой просто не возьмут.