Как известно, до недавнего прошлого наше общество было опутано тотальной секретностью. Тайной являлось не только число стратегических ракет, но и урожай капусты. О секретах сельского хозяйства корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ беседует с советником посольства США по вопросам сельского хозяйства Вильямом ХУТОМ.
Как министерство сельского хозяйства США оценивает виды на урожай зерновых в СССР в этом году?
- В США только что опубликован официальный доклад министерства сельского хозяйства, в котором оценка видов на урожай зерновых в СССР, данная в июле, пересмотрена. Если в июльском докладе она составляла 210 млн. т, то в августовском - 200. Стоит напомнить, что по плану урожай 1989 г. должен был составить 241 млн. т. Для сравнения добавлю, что в прошлом году было собрано 195 млн. т.
- Исходя из каких данных вы снизили вашу оценку?
- Дело в том, что в июле в ваших газетах были опубликованы цифры экономического развития СССР за полугодие. И оказалось, что, но этим данным, были засеяны меньшие площади, чем в прошлом году. Кроме того, если условия созревания зерновых в европейской части СССР были вполне благоприятными, то в Сибири и Казахстане имела место засуха. Эти вот новые данные и заставили нас пересмотреть прежнюю оценку.
Насколько точными были ваши оценки относительно СССР в прошлом?
- Конечно, до недавнего времени они были весьма приблизительными. И это объясняется прежде всего недостатком информации и, конечно же, капризами природы. Не секрет, что еще совсем недавно данные по состоянию ряда отраслей экономики в СССР не публиковались. И сельское хозяйство было одной из них. Поэтому, готовя такие доклады, мы выискивали всякого рода информацию, могущую нам помочь, в советской печати, передачах радио и телевидения и складывали ее, как мозаику. В последние годы наши оценки стали более точными благодаря спутниковой информации.
- Какие еще источники вы используете?
- Мы регулярно встречаемся с советскими специалистами, представителями ВАСХНИЛ и других организаций, а также обмениваемся делегациями. В конце августа из США приедет делегация специалистов, и мы поедем в Казахстан и Сибирь для того, чтобы на месте оценить виды на урожай.
- Стало быть, в вопросе гласности сельского хозяйства дела стоят на должном уровне?
- Ну, не совсем так. Многие цифры из тех, что в любой другой стране вполне доступны, у вас все еще держатся в секрете. Запросив недавно в Агропроме данные о размерах площадей, засеянных кукурузой, пшеницей и некоторыми другими культурами, мы получили ответ, что таких данных у них нет, но они предоставят их, как только получат. Можно ли этому верить или нет - судите сами.
Как составляется доклад?
- В том, что касается СССР, часть необходимой информации поступает от посольства в Москве, часть - от ЦРУ, госдепартамента, других госучреждений США, где анализируются материалы, полученные со спутников. Эксперты по СССР из международной сельскохозяйственной службы и службы экономических исследований министерства сельского хозяйства обрабатывают информацию с использованием экономических моделей. И наконец, из представителей разных служб и министерств формируется группа экспертов, которую у нас называют "группа особого назначения" и которая составляет ту часть доклада, которая касается СССР. Точно так же составляется доклад и о любой другой стране или регионе.
- Как вы оцениваете перспективы относительно продажи американского зерна в СССР?
- В первой половине 1989 г. СССР импортировал 38 млн. т зерна. По нашим оценкам, с октября 1989 г. по сентябрь 1990 г. будет закуплено еще до 40 млн. т. Конечно, не весь импорт будет производиться из США. У нас будет закуплено примерно 23,4 млн. т.
Но это дело самого ближайшего будущего. В более отдаленной перспективе, конечно же, если перестройка в СССР будет и дальше развиваться, ваш аграрный сектор должен значительно увеличить выпуск продукции. Я убежден, у советского сельского хозяйства есть потенциал для развития, но для этого потребуется время. И, может быть, больше, чем на то рассчитывают оптимисты. Ведь речь идет о трансформации колоссальной отрасли в огромной стране. Поэтому я полагаю, что СССР должен будет продолжать импортировать зерно, причем не только в ближайшие годы, но и в более отдаленном будущем: где-то в пределах 10 - 20 лет.
Дело в том, что сейчас у вас в стране потребность в продовольствии удовлетворяется лишь на самом минимальном уровне. Но если вы захотите улучшить свой рацион, потреблять больше мяса, то зерно вам будет требоваться во все больших количествах в качестве корма для скота.
- Возможно, ваши прогнозы справедливы, но уж больно пессимистичны. Хочется надеяться, что мы откажемся от импорта зерна гораздо раньше. Но каковы, на ваш взгляд, главные причины, мешающие развитию сельского хозяйства в СССР?
- Их много. Можно говорить и о плохом снабжении техникой, и о ее низком качестве, и о недостатке запчастей к ней. Но главное все-таки в людях. Если вы посмотрите на типичное американское фермерское хозяйство, вы обратите внимание на преемственность поколений. Обычный американский фермер вырос в фермерской семье. С детства он наблюдал, как работают его родители, да и сам принимал живейшее участие в сельхозработах. Он наблюдал также, как принимаются решения, связанные с экономикой хозяйства, а когда подрастал, то и сам участвовал в их принятии. Что, когда, в каких объемах сажать - все это непростые для фермера вопросы, но он уже знал, как к ним подступаться.
Если ферма приносила хороший доход, то отец посылал своего сына учиться в один из сельскохозяйственных университетов, которых у нас около 60, и тогда хозяйство получало хорошую научную основу.
К сожалению, у вас в Советском Союзе в аграрном секторе нарушена связь поколений, существовавшая до коллективизации. Колхозник или рабочий совхоза - это человек, который "прикреплен" к земле и не может самостоятельно принимать решения. Все приказы ему спускаются сверху. Его материальное положение не зависит от качества его труда.
Колхозник не заинтересован даже в увеличении денежного вознаграждения, потому что на советские деньги нечего купить. Если заработок нельзя реализовать, в работе теряется всякий смысл.
И еще. Привыкнув, что за них все решается, ваши крестьяне разучились рисковать. У нас, принимая то или иное решение, фермер всегда рискует. Это часть его жизни. Неправильно принятое решение ведет к банкротству. Я думаю, что одна из причин, почему у вас "не идет" семейный подряд, заключается в том, что люди разучились и не хотят рисковать. Те же, кто все же хочет и умеет это делать, часто оказываются на положении изгоев. Рискуя, они и зарабатывают больше, но за это соседи подвергают их остракизму. Причем, насколько я знаю, такое положение сложилось не только в сельском хозяйстве. Хорошо жить, быть богатым у вас как-то не принято.
Еще одна проблема заключается в плохо налаженной инфраструктуре аграрного сектора. Дороги, транспорт, своевременная подача фермерам семян, удобрений, техники и запчастей к ней по их запросу - все это должно быть отлажено как часы.
- Все это нам хорошо известно, но скажите, с чего, по-вашему, нам необходимо начать, чтобы исправить положение?
- На Западе много ученых сделали себе карьеру, потратив всю свою жизнь на изучение сельского хозяйства в СССР, и все же не знают ответа на ваш вопрос. Но для меня очевидно лишь одно. Можно импортировать зерно, но нельзя импортировать успех. Его можно добиться только своими руками и головой, путем поэтапных структурных изменений в аграрном секторе. И начать, мне кажется, нужно с законодательства, в котором необходимо закрепить право каждого получить надел земли, а вместе с ним и право добиться успеха и разбогатеть или прогореть. Я сильно сомневаюсь, что право отдавать землю в аренду должно быть предоставлено колхозам или совхозам. Многие руководители будут сопротивляться этому, потому что выход из колхоза приведет к уменьшению земли, остающейся в колхозе, а следовательно, и к уменьшению власти председателя. Думаю, что и землю тем, кто выходит из колхоза, председатель отдаст не самую лучшую. Словом, здесь есть над чем подумать вашим законодателям.
Но ничто так не важно, как установление рыночной системы цен и подлинной конкуренции между производителями. Это касается не только сельхозпродукции, но и других потребительских товаров. Ни одна система не зарекомендовала себя так хорошо, как рыночная.
Задача правительства заключается не в том, чтобы командовать, а в том, чтобы устанавливать четкие правила свободной конкуренции и сбора налогов, а затем следить за правильным соблюдением законов.
И наконец, нужно создать эффективно действующую систему стимулирования. Люди должны знать, что можно не только заработать деньги, но и с толком истратить их, купив, например, видео, машину и другие товары. Только что опубликованное постановление об оплате сверхплановой продукции в инвалютных рублях будет иметь положительный эффект, если эти рубли и возможность закупать на них все необходимое дойдут до производителей сельхозпродукции.