Примерное время чтения: 8 минут
221

ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (22.09.1989)

Что я могу как депутат

ЗАКОН о статусе народного депутата СССР еще не принят. Пока он готовится, депутаты работают в своих округах.

Статус народного депутата официально не определен. А о чем свидетельствует практика? Каков он в настоящее время - реальный статус депутата? Вывод, к которому я пришел, таков: депутат-это буфер между аппаратом и народом. Депутат - это адвокат народа, ходатай по его делам.

Народ разуверился в аппарате, в его способности решать проблемы. Теперь он поверил в иллюзию власти народных депутатов. Особенно тех, кого избирал сам, за кого боролся и агитировал, чьим обещаниям внимал на собраниях и митингах.

Народ ищет у депутата защиты от беззакония и произвола, связывает с ним надежду на ликвидацию дефицита социальной справедливости. Огромное море народного горя обрушилось на депутатов. Неустроенность человеческих судеб и нерешенность годами накапливавшихся проблем порождают лавину жалоб и просьб. Вместо того, чтобы идти в райисполком и горисполком, в суд и прокуратуру, люди идут к депутату, а что делает депутат? Он идет к аппарату и просит, просит, просит. Сам ведь он решать вопросы не может, а если по его просьбе аппарат их не решает, то кем недоволен народ? Естественно, депутатом. "Зачем мы вас избирали?" - вполне резонно спрашивает он.

Существует опасность утопить народного депутата СССР как политического деятеля в текучке повседневных дел и забот. Наблюдается попытка опустить народных депутатов СССР до уровня депутатов местных Советов.

Помочь сразу всем, а не каждому в отдельности - это подготовить закон и отработать механизм его реализации. Помочь сразу всем - это создать эффективную экономику и построить правовое государство. Но как народному депутату остаться депутатом до этого времени? Хотя бы до выборов в республиканские и местные Советы. Тогда избиратели пойдут с жалобами к депутатам местных Советов. Но для этого надо, чтобы выборы были демократическими. Без нового закона о выборах лозунг "Вся власть Советам!" повиснет в воздухе.

Я участвовал пять месяцев в предвыборной борьбе. Пять месяцев на меня плевал аппарат, а теперь пять лет будет плевать народ. Такова участь всех депутатов, которые не обладают реальной властью на местах. Власть депутата сводится к тому, как голосовать на Съезде или в Верховном Совете: "за" или "против".

Один конкретный пример. По жалобе моего избирателя на незаконное увольнение с работы я обратился с просьбой к министру, председателю ВЦСПС, Генеральному прокурору СССР. в юридический отдел Президиума Верховного Совета УССР. "Я сделал все, что мог". -сказал я избирателю. "Но результата-то нет, - ответил он. - Я от вас не отстану, пока вопрос не будет решен". - "Но ведь вопрос решаю не я". - "Вы депутат, защитите меня".

А если жалоба тупиковая? Инвалид войны просит добиться его реабилитации в связи с тем, что в 60-е годы он был неправильно осужден. Он написал уже 200 жалоб и постоянно получал отрицательные ответы. Что делать мне? Проводить собственное расследование? Как? Где взять средства? Кроме того, по истечении 20 лет уничтожается уголовное дело.

А сколько людей идет к депутату с просьбой решить жилищный вопрос, людей, которые действительно живут в ужасных условиях, но в силу тех или иных параграфов не имеют оснований для получения квартир. Каждый день депутат стучится лбом о бюрократизм. Ведь система управления осталась той же. Становится очевидным, что необходимо перейти от аппаратной перестройки к перестройке аппарата.

Необходимо отработать механизм ответственности должностных лиц перед депутатом. В настоящее время они не несут никакой ответственности перед депутатом, даже если не ответят на его запрос, вопрос или просьбу.

Если избранный народом депутат объективно окажется неспособным решать обрушивающиеся на него вопросы при всем его субъективном желании их решать, то народ от него отвернется, а аппарат будет ликовать: "Вот он, ваш депутат, вы его хотели, вы его избрали, вы его и отзывайте".

Мы постепенно превращаемся в тех депутатов, которые были раньше. Если это будет продолжаться, то очень скоро народ разуверится в депутатах.

Авторитет депутата напрямую связан с ходом перестройки, с изменениями в нашей жизни. Вина депутатов в том, что после Съезда произошли социальные и национальные конфликты. Их бы не было, если бы были приняты меры. Теперь уже и на депутатов ложится вина за замедление темпов перестройки, за промедление в экономической реформе. Раньше народ обвинял аппарат, теперь будет обвинять и депутатов.

На предвыборных встречах я часто говорил: "Депутатский корпус - последняя надежда перестройки". Теперь меня спрашивают: есть ли надежда на надежду? Существует опасность того, что многие избиратели не примут участия в выборах в республиканские и местные Советы. Недавно я услышал, как женщина, стоящая в очереди за стиральным порошком, сказала: "У нас на заводе все решили не принимать участия в выборах". Народ обмануть нельзя.

В. Черняк, народный депутат СССР, Киев

* * *

Нужен суд официальный

СТАЛИНИЗМ критикуют сейчас все. Но еще до сих пор в официальном порядке (путем принятия специального юридического документа) ни на XXVII съезде КПСС, ни на XIX Всесоюзной партийной конференции, ни на пленумах ЦК. ни на Съезде народных депутатов СССР от Сталина, от сталинизма, от сталинского окружения, от вообще преступной партийной иерархии всех уровней мы не отмежевались. Нужно официально осудить сталинизм, официально отказаться от Сталина и К. И если можно через 50 лет восстановить в партии незаконно исключенных, реабилитировать их, то почему нельзя исключить из партии, судить всенародным судом Сталина, Ворошилова. Молотова, Жданова, Кагановича и всех партийных функционеров вплоть до уровня райкомов партии, которые своими преступными деяниями за весь период их деятельности скомпрометировали себя и нанесли существенный моральный и идейный урон партии? И почему мы, коммунисты, должны до сих пор находиться в одной партии со Сталиным и другими политическими и уголовными преступниками?

И еще очень важное. До каких пор у священной могилы Ленина на Красной площади нашей столицы, у ленинского Мавзолея будут почивать вечным сном преступники и убийцы, которые либо сами творили преступления, либо своей деятельностью помогали укрепиться Сталину и его ближайшей клике, сотворили то уродливое понятие, которое весь цивилизованный мир справедливо нарек сталинизмом?

Думаю, что решение вопроса о ликвидации мемориального кладбища у Мавзолея - дело не второстепенное и его решение не может откладываться в долгий ящик.

Б. Николаев, Киев

* * *

Каждому - свое дело

РУКОВОДИТЕЛЕМ группы, которая была направлена в Кузбасс для решения вопросов, явившихся причиной забастовки шахтеров, был член Политбюро, секретарь ЦК КПСС Н. Слюньков.

Вопрос: какими юридическими полномочиями обладал Н. Слюньков, не будучи членом Верховного Совета СССР (РСФСР) или членом правительства?

Мой вопрос относится не лично к тов. Слюнькову, на его месте мог оказаться и другой человек. Я к тому, что получается парадокс: принимают решения одни, выполняют другие, отвечают третьи, а чаще никто. Не является ли это одной из главных причин нашего бедственного положения? По многим жизненно важным вопросам принимают решения люди, которые не несут никакой юридической ответственности перед народом и государством за состояние дел.

Я не пытаюсь делать подкоп под партийные устои, тем более, что сам являюсь членом КПСС с 26-летним стажем. Думаю, что каждый должен заниматься своим делом, за которое он готов, должен и может нести ответственность. Полномочия и ответственность должны всегда четко просматриваться. А то получается: все - "хорошие", заслуженные, а страна на краю пропасти. Кто подвел ее к этой черте? Ответ, наверное, дадут наши потомки в ходе "глубоких раскопок"

А. Куклин, Омск

* * *

Продолжение традиций?

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ прокурор СССР, а теперь и Президиум Верховного Совета СССР заявили об амнистии солдатам- "афганцам", попавшим в плен.

Возникает вопрос: на каком основании их считают преступниками? По каким законам?

Объявить человека преступником может только суд, как принято во всем цивилизованном мире. А мы цепко держимся за свою дикость, продолжаем "традиции" ВЧК-ГПУ, отправлявших людей миллионами в тюрьмы и лагеря без суда и следствия.

Как же нам можно надеяться на перестройку, если она идет с таким грузом на шее?

В. Мельников, Москва

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно