РУКОВОДСТВО Госкино СССР сообщило о намечаемой организации платного, по подписке, канала телевидения, по которому будут демонстрироваться фильмы и спектакли.
Это вызвало целый ряд вопросов и замечаний у нашего читателя кандидата технических наук М. ГЕЛЬМАНА, на которые он, а вместе с ним и редакция хотели бы получить ответы:
1. Почему возникла необходимость в платном киновидеоканале? Какие основные цели при этом преследуются и почему владельцем или совладельцем канала должно быть Госкино?
2. Изучалось ли в этой связи общественное мнение?
3. Как отмечалось, в настоящее время в кинопрокате окупаются лишь 5%, т. е. около 60 фильмов из 1180 отечественных и зарубежных, ежегодно выпускаемых на экраны нашей страны. Продолжительность работы платного видеоканала составит 42 часа в неделю. Если каждый фильм в среднем длится 1,5 часа, то за 2 недели будут показаны все условно хорошие картины года. Значит, остальные 50 недель в году зрителей будут заставлять смотреть неудавшиеся кинофильмы?
4. Намечаемая организация платного видеоканала затрагивает материальные интересы десятков миллионов людей и требует определенных капитальных затрат.
Имеется ли технико-экономическое обоснование проекта и кто его разрабатывал?
Проводилась ли вневедомственная, с участием общественных организаций экспертиза этого проекта?
5. Для пользования видеоканалом абоненту в Москве придется ежемесячно платить около 10 руб. Очевидно, на Камчатке с учетом ретрансляции это будет стоить дороже. Чтобы каналом не пользовались бесплатно, на "картинку" в телецентре будут специально накладывать помехи, излучаемые в эфир на той же частоте. Подобное "глушение" телепередачи сделает невозможным прием изображения без специального устройства, так называемого дешифратора, который получит каждый абонент канала.
Интересно, как дешифратор будут подключать к телевизору и кто это сделает: сколько он будет стоить абоненту (помимо подписки); как и кто будет его перестраивать ежемесячно под "новую" помеху, учитывая периодичность возобновления подписки и необходимость при этом обслужить за 1 - 2 дня десятки миллионов телезрителей?
6. Как удастся сохранить секрет очередного переключения дешифратора, если с ним будут знакомы множество мастеров? Думается, что спустя некоторое время "умельцы" начнут торговлю и дешифраторами, и этими секретами, отбивая у владельца канала абонентов, и подобная техническая "новация" спровоцирует многих на безнравственные поступки.
7. Коэффициент полезного действия Госкино СССР (если под этим понимать отношение количества окупаемых зрителями кинокартин к общему их количеству, выпускаемому ежегодно на экраны страны) не превышает 5% и достиг, по словам руководства Госкино, предела. Таким образом, Госкино работает почти вхолостую и на 95% убыточно, что в несколько раз меньше даже КПД паровоза.
Сегодня, с переходом на хозрасчет, киностудии страны становятся самостоятельными, и, надо полагать, вал серой кинопродукции резко уменьшается (а пока лишь один из каждых десяти отечественных фильмов приносит прибыль). Это приведет к необходимости сокращения и числа кинотеатров, посещаемость которых довольно низкая (они заполняются лишь на 33%). Вместе с тем, как показывает зарубежный опыт, основные доходы киностудии мира сегодня получают от проката фильмов на ТВ.
Зачем между киностудиями и телевидением должен находиться несостоятельный посредник-монополист, не выпускающий из своих хранилищ на телеэкраны многие шедевры отечественного и мирового киноискусства и приносящий обществу убытки?
Не разумнее ли киновидеоканал организовать самому Гостелерадио, без посредников, и за небольшую абонентную плату, например 1 рубль в месяц, для каждого владельца телевизора, причем без надуманных технических ухищрений (которые будут стоить недешево) и глушения телепередач за счет телезрителей? Это даст телевидению в год примерно 150-200 млн. руб.
Если в складывающихся на сегодня условиях производства и проката фильмов организацию кинопроката и кинотеатры передать в ведение Министерства культуры, то надо полагать, что Госкино окажется лишним звеном в системе управления киноискусством. Экспансия Госкино в область телевидения позволит овладеть ему перспективным рынком проката фильмов, а следовательно, сохранить свою монополию и прежний диктат над киностудиями страны.