Примерное время чтения: 12 минут
157

ЗАПАДНЫЙ БИЗНЕСМЕН: "ХОТИМ ПОМОЧЬ ПЕРЕСТРОЙКЕ". Если в селе Ивановка появится валюта...

О том, какую роль играют байки в жизнедеятельности стран Запада, написано немало. В значительной степени именно они определяют экономическую, торговую и внешнеэкономическую политику не только отдельных стран, но теперь уже и целых регионов мира. Из курса политэкономии мы знаем, что финансовый капитал устремляется прежде туда, откуда можно извлечь наибольшие прибыли. Так было с Западной Европой, разрушенной второй мировой войной, возрождению которой во многом содействовали капиталовложения из США, так было с Японией, и так это сейчас, например, происходит с Южной Кореей, Тайванем, Таиландом. Сейчас капиталы промышленно развитых стран Европы, Америки и Азии по примеру сообщающихся сосудов как бы переливаются из одной страны в другую в зависимости от потребностей там, где банкиры видят для себя открывающиеся возможности.

В последнее время в связи с развитием процесса перестройки в нашей стране, частью которого являются и снятие различного рода внешнеэкономических ограничений, и более активное включение СССР в систему мирового хозяйства, многонациональные байки проявляют заинтересованность и к советскому рынку.

Руководители ведущих международных банков передали Советскому правительству ряд предложений, которые, как они считают, должны содействовать перестройке.

Одно из таких предложений выдвинул крупный международный инвестиционный банк "Лазар фрэр". О его содержании В. СТАРКОВ беседует с американским экономистом, старшим советником банка "Лазар фрэр" Дэниэлем ФОРДОМ.

Д. ФОРД. Этот план разработан банком на основе идей, выдвинутых известнейшим американским экономистом, вашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии Василием Леонтьевым, чьим учеником я являюсь. Будучи американским гражданином, В. Леонтьев, как он сам говорит, является в то же время большим патриотом вашей страны, где он родился.

В. СТАРКОВ. Мне приходилось встречаться с В. Леонтьевым, и я могу подтвердить это. Но в чем конкретно заключается план "Лазар фрэр"?

Д. ФОРД. Мы понимаем, что раскрутить механизм деловой активности в такой колоссальной стране, как ваша, после десятилетий застоя дело совсем непростое. Тот механизм, который заставлял работать вашу экономику в прошлом, вы называете его административно-командным, оказался неэффективным, новый - еще только создается. К сожалению, прежняя система не создала своего рода "запаса прочности", который позволил бы пройти через этот переходный период менее безболезненно. В результате ваша страна попала как бы в цейтнот: с одной стороны, требуется время на переустройство экономики, но его нет, потому что у вас что ни предприятие, то монополист своей продукции, поэтому остановка любого предприятия вызывает дефицит на потребительском рынке.

Согласитесь, однако, что нельзя коренным образом модернизировать производство, не останавливая его.

Поэтому наш план состоит как бы из двух частей. Первая часть предполагает развязать руки советской экономике для перестройки, освободив ее, хотя бы частично, от необходимости поставлять на рынок ряд товаров широкого потребления. Сделать это можно путем массового экспорта в СССР этих товаров с нашей стороны.

В. СТАРКОВ. Кто и на каких условиях будет финансировать эту программу?

Д. ФОРД. Вы сами, но с использованием уже доказавших свою выгоду западных методов финансирования. Богатством Советского Союза является недвижимое имущество, и мы предлагаем вам по-хозяйски распорядиться им. К этому богатству относятся ваша история, природа, культура, уникальные исторические памятники.

Наша идея заключается в том, чтобы Советское правительство сдало в аренду на длительный срок часть или все 107 гостиниц системы "Интуриста". Ведь сейчас на Западе туристический бум, огромно внимание и к СССР.

В. СТАРКОВ. Распродавать с молотка национальное богатство страны?

Д. ФОРД. Не распродавать, а сдать в аренду. Все гостиницы будут по-прежнему находиться во владении государства. Но только от них будет течь не тоненький ручеек валюты, а водопад. Западные деловые круги, занимающиеся гостиничным бизнесом, готовы вперед выложить за концессию сотни миллионов долларов, на них и можно будет закупить товары широкого потребления, не беря в долг валюту. Сейчас внешний долг СССР невелик, но не грех подстраховаться на будущее, чтобы не набирать спешно кредиты, расплатиться с которыми впоследствии будет нелегко.

Кроме того, как давний клиент "Интуриста", могу сказать, что пока уровень обслуживания в его гостиницах мало соответствует международным стандартам. Чтобы поднять ваш гостиничный сервис на должный уровень, необходимо, как мне кажется, внедрить систему западного менеджмента, управления, с тем, чтобы, когда срок аренды закончится, СССР располагал бы системой гостиниц с высоким обслуживанием.

В. СТАРКОВ. Есть еще одна проблема. Вы говорите, что за аренду гостиниц западные компании готовы выложить "сотни миллионов долларов", которые можно будет истратить на товары ширпотреба. Но рано или поздно все подходит к концу, и что еще нам придется сдавать в аренду, чтобы насытить рынок товарами, когда эти деньги кончатся?

Д. ФОРД. Согласен с вами.

Можно проесть любые деньги Даже самые большие. Если только не работать над их при ращением. Мне кажется, что одна из главных бед, поразив тих сейчас ваше общество, это довод некоторых советских людей, что, мол, работать хороню нет смысла, потому что нет соответствующего вознаграждения за проделанный труд. Наблюдая со стороны за событиями, происходящими в СССР, мы рассматриваем перестройку и как войну против этой апатии. И высококачественные импортные товары народного потребления должны стать тем стимулом, который будет содействовать экономическому возрождению.

Хочу заметить и еще одну особенность нашей идеи. План, который разработал банк "Лазар фрэр", предусматривает не любое, а прицельное использование импортных товаров для продажи их тем, кто действительно работает хорошо, кто производит продукцию мирового класса, экспортирует ее или продает внутри страны за валюту.

Речь идет, например, о ваших крестьянах, которым правительство платит теперь в валюте за высококачественное зерно, произведенное сверх плана, вместо того, чтобы импортировать его из-за рубежа. На заработанные деньги крестьяне смогут покупать товары ширпотреба и технику. По- моему, это блестящая идея. Если ее правильно проводить в жизнь, она даст великолепные результаты. Необходимо только постепенно распространить ее и на другие отрасли вашей экономики.

В. СТАРКОВ. Здесь есть одна проблема. У нас очень сложно доставить товары именно тому, кто их заслужил. Наша торгово-бюрократическая система такова, что она может впитать товаров на сотни миллионов, спрятать их под прилавок, а потребитель ничего не получит.

Д. ФОРД. Мы думаем, что торговлю можно вообще не подключать к этому плану. Мы предлагаем новую систему обслуживания советских людей в продаже им импортных потребительских товаров. На Западе она уже давно и широко применяется. Это система рассылки товаров по каталогам.

Мы предполагаем широко рассылать их тем, кто зарабатывает валюту.

В. СТАРКОВ. Объясните, пожалуйста, это поподробнее.

Д. ФОРД. У нас существует масса фирм, регулярно выпускающих богато иллюстрированные каталоги, которые можно выписывать по почте, покупать в газетных киосках, книжных и других магазинах. Объем каждого каталога составляет сотни страниц. В них представлены товары на все случаи жизни от детских сосок и ползунков до сенокосилок. Там представлены образцы одежды, обуви, мебели, бытовой и сельскохозяйственной техники. Любой из представленных в каталоге предметов может быть заказан по почте с указанием размера, расцветки, количества экземпляров, и все это доставляется в кратчайшие сроки после получения заказа. Именно такую систему мы предлагаем внедрить у вас.

В. СТАРКОВ. Ну, а как быть с теми, кто не имеет валюты?

Д. ФОРД. Из средств, которые будут получены от сдачи гостиниц в аренду, а также из других источников консорциум банков во главе с "Лазар фрэр" планирует образовать фонд, который мы назвали "Фондом развития перестройки". Конкретные детали нашего предложения о том, как этот фонд будет формироваться, пока представляют собой конфиденциальную информацию. Но общая идея заключается в том, что он явится особым источником средств, позволяющим советским гражданам по ставкам, которые определит Госбанк СССР. обменивать рубли на твердую валюту и тратить ее на покупку импортных товаров, не выходя из дома.

Если наш план будет принят Советским правительством, советские потребители обретут ту же свободу выбора при покупке товаров, какая существует во всем мире. Все, что в мире продается, советский человек сможет купить в СССР.

В. СТАРКОВ. Вы уже знакомили с этим планом наших специалистов?

Д. ФОРД. Я беседовал с председателем Жилсоцбанка В. Букато, с членом-корреспондентом АН СССР П. Буничем, членом-корреспондентом АН СССР директором Центрального экономико-математического института Н. Петраковым - и все они его активно поддерживают.

Беседовал я и с академиком Л. Абалкиным, который тоже проявил интерес к нему. Конечно, план этот не панацея от всех бед, но его преимущество, как считает Л. Абалкин, заключается в том, что он поможет впитать "лишние" рубли, находящиеся сейчас в обращении, и таким образом стабилизировать рынок.

В. СТАРКОВ. Думаю, что от всеобщего одобрения вашего плана до его претворения в жизнь может пройти немало времени. Поэтому наш еженедельник будет внимательно следить за его претворением и помогать ему идти в жизнь.

Мы, например, могли бы переводить эти каталоги на русский язык, печатать их и распространять в СССР.

О ходе реализации вашего плана мы будем информировать наших читателей.

* * *

Комментарий народного депутата

Прокомментировать беседу В. Старкова и Д. Форда корреспондент "Аргументов и фактов" Д. МАКАРОВ попросил народного депутата СССР писателя. Ю. ЧЕРНИЧЕНКО.

- Мы, литераторы, действительно долго боролись за то, чтобы прекратилось наконец бессмысленное истощение наших природных богатств, когда десятилетиями шла распродажа наших невозобновляемых ресурсов - нефти, газа, леса, то есть того, что отнимается у наших с вами потомков. В обмен покупались ресурсы возобновляемые - лен, хлопок, масло и, что самое стыдное, хлеб. Все эти сельхозпродукты Россия веками продавала за хорошие деньги другим странам.

Но вот после завершения работы Съезда народных депутатов ряду депутатов-экономистов было предложено выработать программу, которая позволила бы оплачивать нелегкий крестьянский труд как положено, чтобы валюта перестала бы уплывать в США и Канаду, а доставалась нашим поставщикам зерна. Нам приятно было узнать, что Совмин СССР принял такое постановление, и мы ожидали, что уже эта осень даст первые дополнительные миллионы тонн высококачественного зерна.

- И как, оправдались ли ваши ожидания?

Даже самые отъявленные пессимисты не ожидали столь плачевных результатов. Первый заместитель председателя Госплана СССР В. А. Дурасов говорил мне, что боялся, что не хватит валюты, а всего-то аграрный сектор продал за валюту 200 тыс. т. зерна, не получив пока за это ни доллара.

- А много это или мало?

- Судите сами: недовыполнен план заготовок зерна в этом году на 30 млн. т. Значит, 200 тыс. - капля в море.

- Почему так произошло?

- Потому, что даже самый прогрессивный председатель колхоза полагает для себя невыгодным продавать зерно даже по 6 инвалютных копеек за килограмм.

Почему? Прежде всего потому, что слишком дешево. Во- вторых, колхозник не знает, да и не может знать, на что, где, на каких условиях он может потратить свои мифические инвалютные рубли, которые осядут где-то в областном колхозном фонде.

- Значит, по-вашему, план банка "Лазар фрэр" в отношении деревни обречен на провал?

- Ни в коем случае. Депутаты-экономисты, обсуждая проблему закупки зерна внутри страны за валюту, говорили, что первейшим условием успеха закупок зерна является гарантия того, что заработанные крестьянами деньги не растащит аппарат. Сейчас по постановлению колхоз обязан тратить 70% валюты на приобретение техники и только 30% на товары широкого потребления. Но люди, знающие мало-мальски рынок, сразу смекнули, что хороший комбайн стоит на Западе полмиллиона инвалютных рублей. Если купить такой комбайн, у колхоза уже не останется денег для приобретения ширпотреба, который действительно нужен колхозникам. Вот и получается, что до тех пор, пока аппарат будет вмешиваться в вопрос, на что и как тратить валюту, крестьяне не будут заинтересованы ее зарабатывать.

Если бы государство создало охраняемую им прямую связь между поставщиком ширпотреба и потребителем- колхозником, чтобы на протяжении всей этой линии нигде не было липких лап любого уровня, тогда - да. Тогда у колхозника возникает та самая привилегия работающего человека, какая и обеспечивает преимущество хорошо работающему, - право хорошо жить. Если можно прислать в какую-нибудь дальнюю, богом забытую Ивановку, нормальный западный каталог (на русском языке), чтобы человек, заработавший своим горбом всего только тысячу долларов, мог выбрать по своим вкусам и потребностям товары и получить их, тогда успех любой продовольственной программы будет гарантирован.

И молодые крестьянские парни уже не будут после армии гробить свое здоровье в рыбацких сороковых широтах ради "шарпов" и "панасоников", а жить и работать дома и не бросать ради них семью.

- Не приведет ли это к имущественному и социальному неравенству?

- Оно существует и сейчас, и от того, что у кого-то будет "шарп", а у кого-то нет, оно нисколько не изменится. Пока валюта без всякой логики и смысла уплывает от нас, а план банка "Лазар фрэр" и призван зарабатывать и тратить деньги дома, поэтому я его, безусловно, поддерживаю.

* * *

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы просим наших ведущих экономистов высказаться по поставленной проблеме.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно