В своих ярких выступлениях, в ответах журналистам народные депутаты СССР передают концентрированную боль народа о нашей жизни: экономике, нравственности; комментируют проекты Законов, рассмотренные сессией Верховного Совета СССР.
ОДНИМ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ, тормозящих развитие народнохозяйственного комплекса, является железнодорожный транспорт. Он не обеспечивает необходимые размеры перевозок. За 9 месяцев этого года количество невывезенных грузов возросло на 22%. Для их доставки железным дорогам нужно дополнительно работать 9,6 суток. Если учесть, что суточная погрузка равна примерно 11 млн. тонн, то становится ясным, какое количество продукции лежит мертвым грузом. Заморожены громадные материальные ценности.
По данным Госкомстата СССР, неудовлетворенный спрос населения на перевозки составляет 18%. Я не говорю уже о сервисе.
У нас запущена и социальная сфера. На одного работающего на железнодорожном транспорте вводится жилья в два раза меньше, чем в среднем по стране. Работники, обеспечивающие безопасность движения, вынуждены жить в неудовлетворительных жилищных условиях, ожидать квартиры по 15-20 лет.
На текущем ремонте пути работают 180 тыс. женщин. Уровень ручного труда составляет 60-70%. Однако на 1990 год запланировано дальнейшее сокращение поставок техники.
Неудовлетворенность условиями своего труда, производственного быта, обеспечением жильем и ведет к утечке кадровых железнодорожников. А на развитие социальной сферы в нашей отрасли, в том числе жилищного строительства, на 1990 год планируется меньше средств, чем было отпущено в этом году!
И. ШИНКЕВИЧ.
С КАЖДЫМ ДНЕМ все тревожнее звучит набат всемирной экологической катастрофы, которую мы готовим сами - и не пушками и ракетами. Почему мы провозглашаем одно, а на деле получается другое? Миллиарды рублей закапываем в землю, но все равно выделяем новые миллиарды за счет школьных учебников, библиотек, детских садов, домов культуры. Весной дети делают скворечники для птиц, а взрослые дяди и тети травят этих птиц с самолетов и вручную.
Думаю, что наши прекрасные идеи и их авторы лишены нравственности, ибо лишь она может обеспечить разумное отношение к природе.
В нищете наши искусство, образование, наука, воспитание. После 16 лет изнурительной учебы приходит молодой "Паганини" на оклад 110 рублей, и мы ждем от него Ренессанса. Не будет его! Этот Ренессанс гибнет под гусеницами тысяч бульдозеров, рвущих на куски нашу природу. Мы не можем обеспечить человека одноразовыми шприцами, чтобы его здоровье было в безопасности, но ежесекундно обеспечиваем его легкие промышленными газами.
Культура - не принадлежность ведомств. Она должна принадлежать всем, а следовательно и вносить вклад в ее развитие должны все. Но что же это за вклад, если из всего бюджета на развитие культуры и науки, образования и воспитания идет 13%!
Где взять деньги? Не нужно быть большим специалистом, чтобы из двух зол выбрать меньшее. Быть культуре или продолжать вкладывать миллиарды в Минводстрой? Думаю, что пусть воды текут туда, куда им самой природой предназначено, А вот часть денег можно отдать бедствующим учреждениям культуры, особенно академическим.
Е. ДОГА.
ОЧЕНЬ ЧАСТО приходится слышать - страна огромна, недра неисчислимо богаты. Так почему же мы бедствуем? Потому что за использование этих богатств никто не несет строгой ответственности. Нет даже скромной платы за использование важнейшего объекта государственной собственности - земли.
Аренда колхозом, совхозом, крестьянином государственной собственности - земли - единственный источник богатства и государства, и крестьянина. Специалисты называют самые разные объемы сельхозугодий в стране. Во всяком случае это свыше 500 млн. гектаров. При средней умеренной арендной плате за гектар среднего плодородия в 200 рублей мы могли бы иметь около 100 млрд. рублей арендной платы. Эта плата полностью покроет дефицит госбюджета. исключит дополнительные эмиссии, во многом ликвидирует дисбаланс между доходами и расходами населения.
Нам надо как можно скорее произвести экономическую оценку земель и ввести дифференцированную плату за их использование во всех звеньях народного хозяйства. Колхозы и совхозы будут вынуждены отказаться от "лишних" гектаров, работать эффективнее на меньших площадях. Таким образом, высвободится фонд, земель для предоставления аренды крестьянским хозяйствам.
В. САМАРИН.
ПРИНЯТ проект Основ законодательства об аренде, о котором мы мечтали еще несколько лет назад.
Но я против эйфории по следующим причинам: во-первых. Закон об аренде не может действовать ни на одном предприятии, если не будет прямых постановлений в республиках. Там должно быть написано, что сдается в аренду, но не выкупается, или выкупается, но не полностью.
Во-вторых, необходимо положение о налогах. Необходимо сформулировать сами принципы и заставить соответствующие органы сделать толковую шкалу налогообложения. Если этого не будет, то надо не допускать к действию Закон об аренде, чтобы не вульгаризировать, не опошлять его.
В-третьих, надо прекрасно понимать: как сопротивлялись министерства, так они и будут сопротивляться. Причем еще больше, потому что свой крах они видят все ближе... Как только на аренду перейдет последнее предприятие, в этот день упадет последний стул под министерским чиновником.
Опасение вызывает и класс преуспевающих директоров крупных заводов, предприятий (не всех, конечно). Они умеют командно руководить, высасывать из государства дотации, получать звания и прочее. Но это совсем не значит, что они могут быть хорошими бизнесменами.
Может быть еще одно серьезное препятствие: спорадизм в переходе на аренду, отсутствие массовости. А добровольная массовость сейчас чрезвычайно нужна, чтобы насытить рынок товарами. Никому не хочется зарабатывать деньги, если их не на что потратить. А вот если все или почти все на аренде, то общий пирог растет, есть что делить, продавать.
Аренда это превращение большой части госсобственности в коллективную собственность вплоть до выкупа, это кардинальное изменение производственных отношений...
П. БУНИЧ.
ПРИНЯТИЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА о земле выводит нашу страну из числа всего двух стран мира, где вся земля принадлежит государству. Это СССР и Монголия.
Он исправляет историческую несправедливость в отношении русского крестьянства, которое пошло в революцию за землю, за волю.
Удивительно, что самыми первыми декретами Советской власти крестьянин-земледелец, крестьянин-труженик, крестьянин-единоличник был приравнен к существам второго сорта по сравнению с теми, кто должен быть объединен в совхозы или коммуны.
Но ведь коммуны и совхозы никогда не кормили молодую Советскую власть! Кормил ее крестьянин, у которого зерно в чудовищных масштабах изымалось продотрядами...
В своей третьей статье новый проект Закона о земле гласит, что земля есть народное достояние, неотъемлемое достояние народа, проживающего на данной территории. Если бы действовал этот указ, то не было бы трагедий Кара-Богаза и Арала.
Мы представляем, какую опасность несет с собой для правящего аппарата, для 3 миллионов чиновников в Госагропроме вот эта конкурентная, конкурсная система разновладения. Проект Закона о земле встретит жесточайший отпор со стороны тех, кто сегодня обладает властью в деревне (и на Съезде в том числе). Но огромный плюс этого закона в том, что на сцену (наконец-то!) вышел гражданин. Создана возможность наследуемого пожизненного владения для гражданина, создана невозможность людям аппарата соваться в этот маленький земельный регион и командовать административным штыком или партийным выговором. И это удивительная для нашей страны победа!
Ю. ЧЕРНИЧЕНКО.
Подготовила Н. ЖЕЛНОРОВА.