Примерное время чтения: 7 минут
163

ПО ДАННЫМ ЗАПАДНОЙ ПЕЧАТИ, ЧИСЛЕННОСТЬ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В ЧССР 80 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. Народ, стряхнувший сон

События в ЧССР по просьбе редакции "АиФ" комментирует корреспондент ТАСС в Праге В. ЯРОШЕВСКИЙ.

ДВИЖЕНИЕ гражданского неповиновения в Чехословакии чаще всего называют "революцией детей". По сути дела, это так: в ноябре на улицы городов республики вышли потомки тех, кто был силой оружия остановлен 21 год назад. Наблюдая за событиями минувших недель, я видел, как пражан покидал страх. "Мы - люди!" - скандировали демонстранты на Вацлавской площади, с которой началась "пражская осень".

НАЧАЛО СОБЫТИЙ

С первых дней выступления в центре Праги были окрашены в политические тона. Ни разу не было видно на улицах лозунгов типа - "Где мыло?", "Куда девалось мясо?". Всего этого, как и многого другого, здесь в достатке. Осознав себя политической силой, Вацлавская площадь с первых минут потребовала свободы, демократических выборов, отставки правительства, отмены монополии одной партии, перестройки не на словах, а на деле. Многие конкретные требования уже выполнены. Выполнение других зависит не от митингов и забастовок, а от общего процесса демократизации жизни страны, обновления социализма, придания ему тех самых человеческих черт, о которых еще совсем недавно даже упоминать было опасно. Зависит и от спокойствия, выдержки, здравого рассудка миллионов. Пражане доказали это со всей очевидностью. На многотысячных митингах, в атмосфере накаленных политических страстей они вели себя дисциплинированно и с достоинством. Ни одной выдавленной витрины и разбитого носа, поломанного куста и проломленной головы. Люди, заполнявшие площадь так, что яблоку негде было упасть, все- таки ухитрялись потесниться и пропустить карету скорой помощи, которая спешила по неотложному вызову. Культура политическая - часть культуры вообще.

Многое сейчас, если не все, зависит от умения политических сил вести диалог и договариваться между собой. Подмена одного диктата другим, что сейчас пытаются сделать некоторые лидеры оппозиции по отношению к компартии, законодательно лишенной своей руководящей роли, подавленной и растерянной сегодня, по сути дела может вновь привести к монополии на истину. К той самой монополии, против которой восстало народное Движение.

Точкой отсчета нынешних полных драматизма событий стала пятница 17 ноября, когда мирную студенческую демонстрацию блокировали на Национальном проспекте, на подступах к Вацлавской площади силы по поддержанию порядка.

Ложь - характерная черта нечистоплотных политиков. На следующий день после 17-го газеты вышли с бодрыми отчетами о санкционированном митинге студентов, о неудавшейся попытке нарушить общественный порядок, который был восстановлен без особых хлопот. А тем временем в городские клиники поступали раненые с переломами конечностей, повреждениями позвоночника, сотрясениями мозга, кровоизлияниями в брюшную полость.

Сейчас разгон мирной студенческой демонстрации, проведенной в день поминовения Яна Оплетала, застреленного нацистами 50 лет назад на одной из пражских улиц, официально признан "актом жестокости", "грубой политической ошибкой". За эту "ошибку" исключены из КПЧ бывший генсек Милош Якеш и бывший руководитель Пражского горкома Мирослав Штепан. Комиссией, в состав которой вошли депутаты Федерального собрания ЧССР, представители движения "Гражданский форум", координационного забастовочного комитета студентов, обнародованы первые результаты расследования событий на Национальном проспекте. До сих пор точное число раненых неизвестно. На сегодняшний день названа цифра - 66 человек.

ЭТА ПОДКОНТРОЛЬНАЯ ГЛАСНОСТЬ

С лета этого года слово "диалог" не сходило с газетных полос, но рядом кричали заголовки: "Контрреволюция не пройдет!", "Не дадим разбить республику!", позаимствованные из политического словаря сорокалетней давности. Невозможно было понять, что представляет собой контрреволюция, кому не терпится погубить республику. Местные журналисты были растеряны и не скрывали тревоги: совещания в ЦК КПЧ с руководителями средств массовой информации больше напоминали политические проповеди, нежели доверительный разговор о проблемах, которого ждали многие. Особо строптивым редакторам устраивали разносы. Видимо, прирученная пресса должна была служить гарантией идейной стабильности.

Уже в ноябрьские дни народного возмущения, когда Вацлавская площадь бурлила многотысячными митингами, ни один из тогдашних руководителей КПЧ так и не нашел в себе мужества прямо обратиться к демонстрантам. Да и к этому моменту было уже поздно.

НЕТ ПРОРОКОВ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Вспоминаю сейчас, как один солидный товарищ, предпочитавший наблюдать за событиями на значительном удалении, убеждал меня вполне серьезно: "В понедельник на митинг придет меньше народа, многие наверняка простудились, в воскресенье было прохладно". Пришло вдвое больше. В ночь на вторник шел снег, погода явно портилась. "Теперь уж точно никто не придет", - не терпящим возражения тоном говорил "солидный". У него за плечами был богатый жизненный опыт. Я еще тогда подумал: это же стиль мышления.

Другой задолго, очень задолго до наступления "пражской осени" говорил снисходительно: "Роль старшего брата вы играете слишком откровенно, даже переигрываете. Хватит держать нас за фалды, так ведь и ходить не научимся". А накануне демонстраций, когда в воздухе пахло грозой, он выражал недовольство тем, что "за фалды" уже не держат.

"У партии есть все возможности сохранить заметное место в обществе. Однако это достижимо лишь в том случае, если понять необходимость перемен", - заявил новый Генеральный секретарь ЦК КПЧ Карел Урбанек. 10 декабря по всей стране прошли районные партконференции. Они выдвинули делегатов на внеочередной съезд КПЧ - по одному от каждой тысячи коммунистов. Съезд начнет работу 20 декабря.

К. Урбанек выступил перед коммунистами в Брно. Лидер оппозиционного движения "Гражданский форум", писатель Вацлав Гавел в этот же день обратился к многотысячной манифестации на Вацлавской площади: "Коммунистическая партия несет ответственность за духовный, нравственный, политический и экономический упадок нашей страны. Призываем ее выдвинуть в первые ряды своих лучших представителей и вместе с нами помочь Чехословакии пройти путь от тоталитаризма к демократии".

"НОВАЯ МЕТЛА"

Минувшее воскресенье 10 декабря стоит особняком в череде дней, до предела насыщенных событиями, тревогами и надеждами. В этот день отступила тень правительственного кризиса: было сформировано коалиционное правительство национального согласия. В его составе - 10 коммунистов, по два представителя социалистической и народной партий, семь беспартийных. Президент ЧССР Г. Гусак принял. присягу у новых министров и подал в отставку с поста главы государства. Кто займет его место? Говорят, самый реальный кандидат - В. Гавел. Его поддерживают практически все неформальные политические движения, он пользуется доверием в народе. Но называют и других претендентов. В их числе один из инициаторов "пражской весны" 1968 г. бывший лидер КПЧ Александр Дубчек и бывший председатель правительства Ладислав Адамец.

А новый премьер Мариан Чалфа тем временем провел в новом качестве первую пресс-конференцию и произвел весьма благоприятное впечатление на журналистов: умен, интеллигентен, обладает быстрой реакцией, не теряется в сложных ситуациях. К тому же молод - 43 года. Женат, отец троих детей. "Команда Чалфы", которая в нынешнем составе будет работать до свободных демократических выборов, а это значит - до лета следующего года, отличается высоким профессионализмом и нелегкой судьбой некоторых министров. Глава внешнеполитического ведомства Иржи Динстбир еще 6 декабря заступил на суточную смену в котельной. Новый министр иностранных дел ЧССР успел поработать не только истопником, но и ночным сторожем. И. Динстбир, один из учредителей правозащитного движения "Хартия-77", не единожды в прошлом сидел в тюрьме по политическим мотивам.

Практически все ведомства получили новых хозяев. А у министерства внутренних дел их сразу три: премьер и два его первых зама - В. Комарек и Я. Чарногурский, который пришел в правительство, можно сказать, из следственного изолятора. Причины те же, что и у Динстбира.

Органы государственной безопасности выводятся из состава МВД и теперь будут подчинены специальному комитету, который станет подотчетен непосредственно Яну Чарногурскому.

Трудно сказать, что произойдет завтра, но сегодня порог напряженности в обществе стал ниже. Объявленная на 11 декабря всеобщая двухчасовая забастовка не состоялась. Политические партии, неформальные движения и группы сумели найти общий язык и пришли к согласию.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно