В нашей стране красивые женщины пока еще не дефицит, но что касается средств, подчеркивающих их красоту, то здесь дело обстоит хуже. В прошлом, когда косметика чаще появлялась на наших прилавках, большим спросом пользовалась продукция польской фирмы "Поллена". Но сейчас ее нет, С вопросом, куда исчезла польская косметика, корреспонденты "АиФ" Л. НОВИКОВА и Д. МАКАРОВ обратились к директору варшавской фабрики "Поллена- Урода" Д. МАЛЬЧЕВСКОМУ.
- Наш экспорт в Советский Союз, сотрудничество с которым длится вот уже 20 лет. неуклонно растет. На советский рынок мы ежегодно отправляем 30% выпускаемой продукции. В текущем году мы должны поставить косметических товаров на сумму 30 млн. руб., в 1990-м - на 35-36 млн. руб. Я говорю лишь о своей фабрике. Примерно на такую же сумму поставляет косметику в СССР каждая из фабрик, расположенных в Познани, Катовице, других городах Польши, всего их 14.
- Растет ли выпуск продукции на вашей фабрике?
- Да, в среднем каждый год прирост составляет 15%. значит, соответственно, и советские потребители получают нашей косметики больше.
- Но ее все-таки недостаточно. Изучаете ли вы потребности рынка?
- Положение на косметическом рынке идет, если так можно выразиться, по синусоиде: то есть все, то нет ничего. В Польше в настоящее время положение стабилизировалось отчасти еще и потому, что у нас появились конкуренты в лице полонийных фирм, то есть фирм, основанных поляками, эмигрировавшими в разное время из Польши. Знать положение на рынке, кроме непосредственных заказов торговли, нам помогают ежегодные выставки-ярмарки, опросы, проводимые специальными женскими еженедельниками. В нашей лаборатории есть люди, которые непосредственно следят за новыми тенденциями косметической моды.
- Есть ли в ПНР кооперативы, выпускающие косметику?
- Есть, некоторые имеют большие традиции, например "Целия", продукция которой высоко оценивается клиентами. А вот к товарам полонийных предприятий, буквально заполонившим наш рынок, лично у меня претензии большие. Они в основном следят не за качеством товара, а за упаковкой.
- Советские покупатели отмечают стабильность цен продукции "Поллены". Не собираетесь ли вы их поднимать?
- Цены поднимаются и у нас. Без этого не обойтись, ведь растут цены на многие виды сырья, растет и заработная плата рабочих. Но все же главное для нас - интересы покупателей. Я предпочитаю продать 100 тыс. флаконов дешевого одеколона, чем 10 тыс, - дорогого.
- Эта ваша точка зрения внушает большое уважение. К сожалению, наши производители думают иначе.
- Вероятно, потому, что они являются монополистами на рынке и могут диктовать цены, а у нас существует конкуренция.
- Какие факторы сдерживают увеличение выпуска продукции "Поллены-Уроды"?
- Конечно, рост выпуска продукции для нас выгоден, но одного желания здесь мало, Мы, например, не можем работать в 2-3 смены, так как это запрещают профсоюзы, ведь из 1200 работающих на фабрике 80% - женщины. Кроме того, не хватает сырья, упаковки.
- Были ли на вашей фабрике забастовки?
- Нет, мы находим общий язык с профсоюзами, а на фабрике много членов и отраслевых профсоюзов, и "Солидарности". Хотя дискуссии у нас бывают, и довольно жаркие.
- И все-таки вернемся к началу разговора. Что вы можете ответить нашим читательницам: смогут ли они купить продукцию вашей фабрики?
- Будем говорить языком вашего еженедельника, т. е. фактами. В текущем году мы поставим на советский рынок 6,5 млн. упаковок губной помады, 3,5 млн. упаковок теней для век, 6 млн. флаконов шампуня, 12 млн. тюбиков крема для бритья, 12 млн. тюбиков косметического крема.
Я, конечно, понимаю, что для огромного советского рынка этого мало, но я перечислил продукцию только своей фабрики, а на ваш рынок ее поставляют еще 13 польских фабрик. Думаю, если вы будете искать выход, например в использовании продукции кооперативов (естественно, проверенной), то положение в этой области у вас стабилизируется.