Примерное время чтения: 4 минуты
80

В ПРЕСС-ЦЕНТРЕ СВЯТО-ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ. Непростые проблемы церкви

В МОСКВЕ в официальной резиденции Русской Православной Церкви (РПЦ) в Свято- Даниловом монастыре состоялась пресс-конференция по итогам завершившегося 31 января Архиерейского Собора.

Открыл пресс-конференцию Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата архиепископ Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ. Он сообщил, что в течение последних месяцев в среде православного духовенства, проходящего свое служение в западных областях Украины, развернулось движение в пользу так называемой Украинской автокефалии. К сожалению, сказал архиепископ Кирилл, эти законные устремления западно- украинских православных были с канонической точки зрения выражены незаконным способом: односторонним путем провозглашена "Украинская автокефальная апостольская православная Церковь греко-украинского обряда". Ее "первоиерархом" назвал себя епископ Иоанн (Боднарчук). Как говорится в Определении Архиерейского Собора, вызванный на заседание Священного Синода епископ Иоанн отказался прибыть и сообщил, что он навсегда выбыл из подчинения РПЦ. Констатируя нераскаянность епископа Иоанна, Священный Синод лишил его священного сана и монашества.

Факты изгнания католиками восточного обряда православных из храмов с угрозой и применением физической силы, сказал далее архиепископ Кирилл, к настоящему времени нарушили нормальное течение жизни православных приходов в Западной Украине. По договоренности с Ватиканом 12 - 17 января 1990 г. в Москве состоялась встреча представителей Римо-Католической Церкви и РПЦ, на которой были выработаны совместно "Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда в Западной Украине".

Архиерейский Собор, сказал в заключение архиепископ Кирилл, предоставил Украинскому и Белорусскому экзархатам РПЦ самостоятельность и присвоил им новые наименования: Украинская Православная Церковь и Белорусская Православная Церковь.

Затем были даны ответы на вопросы.

Би-би-си. Сколько храмов было захвачено униатами? Были ли при этом жертвы?

ИРИНЕЙ, архиепископ Львовский и Дрогобычский. В нашей епархии на сегодня из 1289 приходов 200 захвачено католиками восточного обряда. Священник Василий Бочало сразу же после переговоров с униатами, захватившими его храм, скончался от инфаркта.

ЛАЗАРЬ, архиепископ Тернопольский и Кременецкий. В моей епархии захвачено около 30 храмов.

МАКАРИЙ, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский. Из 620 храмов епархии на сегодня к греко-католикам отошло 140. Хочу отметить, что в захвате храмов униатам помогают нецерковные люди - представители движения "Рух".

ФИЛАРЕТ, митрополит Киевский и Галицкий. В Западной Украине немало неиспользуемых храмов, которые можно передать греко-католикам. В тех случаях, когда в одном населенном пункте есть два храма, один из них могли бы передать униатам. Вопросы можно решить мирным путем благодаря совместной комиссии с участием представителей Римского Престола, Московского Патриархата, а также православных и католиков с Западной Украины.

"АиФ". Сколько приходов в Западной Украине до 1946 г., то есть до момента "самороспуска" униатской Церкви, принадлежало греко-католикам?

КИРИЛЛ, архиепископ Смоленский и Калининградский. Почти все. Не будем сейчас говорить, каким образом была ликвидирована эта Церковь. Но реальность такова, что с того времени выросло уже 2 поколения верующих, крещенных в православных храмах.

"АиФ". Согласно той информации, которая поступает с Западной Украины, православные храмы отстаивали только их настоятели, а прихожане безмолвствовали.

КИРИЛЛ, архиепископ Смоленский и Калининградский. Это не совсем так. 31 января нами получена телефонограмма следующего содержания: "В ночь с 30 на 31 января с. г. в г. Самборе под угрозой со стороны униатов власти передали им православный храм. 31 января около 19 часов храм окружили православные численностью около 2 тыс. человек и предъявили ультиматум: если униаты не освободят храм, православные возьмут его силой". 1 февраля в 13 часов получено новое сообщение из Самбора о том, что православные выбили униатов из храма.

"АиФ". Почему соглашение с Римом об урегулировании униатского конфликта так запоздало? Почему оно не было заключено, скажем, полгода назад, когда конфронтация в Западной Украине еще не достигла такой ожесточенности?

ФИЛАРЕТ, митрополит Киевский и Галицкий. Мы не считаем, что запоздали. В начале 1989 г., когда появились первые признаки конфронтации, в Рим была направлена делегация РПЦ с письмом Святейшего Патриарха Пимена к Папе Римскому Иоанну Павлу II. Затем было ответное послание Папы Римского. В ноябре 1989 г. этот вопрос обсуждался на встрече М. С. Горбачева и Иоанна Павла II. Святейший Патриарх и Папа Римский вновь обменялись посланиями.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно