Примерное время чтения: 5 минут
196

В 1989 Г. ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ПРИСЯГИ 300 БАПТИСТОВ. Альтернативная служба. Только ли для верующих?

В последнее время все чаще упоминается так называемая альтернативная служба. О том, что это за служба и имеет ли она перспективы в нашей стране, - интервью корреспондента Н. СОЛДАТЕНКОВА с членом Советской ассоциации политических наук, кандидатом юридических наук А. ПЧЕЛИНЦЕВЫМ.

НАЧНЕМ с того, что альтернативная служба - это такой вид государственной службы, когда закон разрешает призывникам заменять военную службу гражданской вследствие их религиозных либо пацифистских убеждений. Молодые люди в таком случае работают в течение установленного срока в здравоохранении, коммунальном хозяйстве, социальной сфере, пожарной охране и т. д., как правило, безвозмездно.

Сразу же замечу: общесоюзное законодательство в настоящее время альтернативной службы не предусматривает.

- Но, если я не ошибаюсь, такая служба в отечественном законодательстве все же когда-то существовала?

- Да, в России еще в прошлом веке уставом о воинской повинности предусматривалась возможность замены военной службы гражданской в мастерских морского ведомства, а также в пожарных и лесных командах для верующих-меннонитов.

Существовала альтернативная служба и в первые годы Советской власти.

К сожалению, во второй половине 20-х гг. альтернативная служба была сведена на нет, юридически же она была отменена Законом о всеобщей воинской обязанности 1939 года.

- Мы знаем, что такого рода служба сегодня широко распространена в других странах.

- Совершенно верно, почти во всех странах Запада для лиц, которые по религиозным мотивам отказывались брать в руки оружие, была предусмотрена возможность альтернативной службы в гражданском секторе. Разумеется, там, где комплектование армии осуществляется на профессиональной основе (по контракту), подобной проблемы не существует.

Что касается стран Варшавского Договора, то в середине прошлого года альтернативная служба была введена в Венгрии и Польше. В стадии решения находится этот вопрос и в других союзных странах.

- Могут возразить, а стоит ли вводить какую-то там службу? Ведь у граждан есть конституционные обязанности перед государством, и их надо выполнять.

- Вводить альтернативную службу или нет - вопрос уже не дискуссионный. Наше государство подписало в январе 1989 г. Итоговый документ Венской встречи, который закрепляет обязательство стран-участниц, включая СССР, обеспечить в своих законах осуществление свободы совести, религии и убеждений.

В июне 1990 г. в Копенгагене состоится крупный международный форум, на котором будет обсуждаться вопрос о реализации его положений. Боюсь, что сказать нам будет нечего. Пора понять, что альтернативная служба это своего рода международный гуманитарный эталон, показатель цивилизованности общества.

Что касается второй части вопроса, то напомню, что пункт 6 Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах от 20 января (2 февраля) 1918 г. гласит: "Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другой, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда". Декрет этот никто не отменял, он действует, и необходимо возвратиться к его положениям.

- Но тогда чем можно объяснить такие медленные темпы решения этого вопроса? Непониманием проблемы или боязнью, что все молодые люди "ударятся в религию", чтобы не служить в армии?

- Думаю, и тем, и другим. Но представьте себе человека, который с детства воспитывался в религиозной семье, строго придерживался обрядов, для него призыв в армию, принятие военной присяги и взятие в руки оружия - это в буквальном смысле удар. Речь тут может идти о молодых гражданах - баптистах, пятидесятниках, иеговистах, адвентистах и некоторых других. В числе ежегодно призываемых в армию граждан их совсем немного - сотые доли процента. Например, за весь 1989 г. отказались принимать присягу 300 баптистов. Приплюсуйте сюда людей других вероисповеданий, и все равно это будет капля в море. Замечу, что далеко не всякая вера запрещает брать в руки оружие.

Относительно опасений, будто молодежь "ударится в религию", чтобы не служить в армии, тут нужно посмотреть, как вопрос замены военной службы альтернативной решался у нас в 20-е гг. и как он решается в других странах.

- А какой вы видите альтернативную службу в нашей стране?

Я допускаю существование двух ее форм. Во-первых, в военно-строительных отрядах МО СССР. Но в этом случае верующие призывники не принимают военную присягу и не берут в руки оружие. Службу они проходят не в качестве военных строителей, которые по правовому положению приравниваются к военнослужащим, а в качестве рабочих и служащих.

Во-вторых, служба в гражданском секторе. В обоих случаях срок службы должен быть увеличен, поскольку трудности военной службы и альтернативной гражданской неадекватны. Какую форму службы избрать - решает или сам призывник, или местные органы военного управления.

- А как быть с альтернативной службой по пацифистским убеждениям? Недавно, как известно, она была введена в Польше, это же предлагают некоторые прибалтийские республики.

- На мой взгляд, мы к этому пока не готовы в силу объективных причин. В то же время я не исключаю альтернативной службы по пацифистским убеждениям в недалекой перспективе. При условии, если в результате военной реформы, которая остро назрела, будет осуществлен поэтапный переход к профессиональным Вооруженным Силам, будет гуманизирована воинская служба и поднят ее престиж.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно