Примерное время чтения: 5 минут
63

УЧИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ОТ ГОСУДАРСТВА 1 КОП. В ДЕНЬ ЗА ОДНОГО УЧЕНИКА. Тихая катастрофа

ПОЛУЧИВ при регистрации материалы к I Съезду народных депутатов РСФСР, я как учитель, вполне естественно, поинтересовался ситуацией в народном образовании.

Открываю проект "Концепции экономического суверенитета РСФСР" и... не нахожу в нем ни строчки о народном образовании!

Листаю второй документ "Проект платформы правительства РСФСР (к I Съезду народных депутатов РСФСР)" и на странице 10 нахожу: "Мы в большом долгу перед образовательным комплексом республики. Экономической основой укрепления его материальной базы, социальной защиты учащихся, студентов, работников народного образования должны быть активно возрастающие ассигнования из государственного бюджета... Наш долг - гарантировать не на словах, а на деле материальные условия жизни учителя, педагога, достойные его высокого призвания"... Опять нам обещают, что в будущем будет лучше. А как обстоят дела в настоящем?

Обращаюсь к другому, более объемному документу "Основные показатели социально-экономического развития РСФСР". Из представленных в нем макроэкономических показателей трудно что-либо конкретно для нашей проблемы выудить: дается общая сумма национального дохода - 395,4 млрд. рублей, из которой на потребление идет 294,2 млрд., на накопление и прочие расходы - 101,2. Все. Интересно - а как же распределяется госбюджет? Даются доходы, например, за 1989 г. в размере 136812 млн. рублей. И расходы - всего 133065, в том числе: на народное хозяйство - 66842, на социально-культурные мероприятия и науку - 58488, на управление - 1351 млн. рублей. Как видим, о народном образовании - опять ни слова. На страницах 79 - 82, специально посвященных народному образованию, существенных данных развития этого важнейшего народнохозяйственного комплекса мы тоже не встретим.

Делать нечего - придется обращаться к другим госкомстатовским источникам, доступ к которым для рядовых граждан закрыт.

Итак, доля расходов на народное образование в национальном доходе республики за последние два десятилетия практически не увеличилась (в 1970 г. - 6,1%, в 1980 г. - 5,8%, в 1985 г. - 5,5%. в 1988 - 6,3%). При этом РСФСР по этому показателю занимает последнее место среди союзных республик (в среднем по СССР - 7,4%).

По данным ЮНЕСКО, на те же цели из доли национального продукта в Нидерландах за 1975, 1984, 1986 годы соответственно затрачивалось 23,7%, 18,8%; 16,8% (разумеется, в долларах, а не в рублях), в Швейцарии 19,4%, 19,7%, 18,6%, в Южной Корее - 13,9%, 23,7%, 27,3%. В свою очередь львиная доля этих затрат (примерно от 60 до 70%) идет на оплату учителей.

Средства на содержание учительства в СССР и РСФСР найти не удалось. Нетрудно догадаться почему. В данном случае может помочь только косвенная статистика. Как-то Г. Ягодин назвал явно завышенную цифру среднемесячной зарплаты учителя - 220 рублей. В год эта сумма составит - 2640 рублей. Умножаем эту цифру на количество работающих в РСФСР учителей - 1244 тысячи. Получаем: 3284160 тысяч рублей из 136812 млн. рублей. А вот другие расчеты: 220 рублей делим на количество учащихся в классе: 30, получаем - 7,3 рубля на одного ученика, а затем эту цифру делим на количество рабочих дней, т. е. 26, и получим примерно 0,3 рубля, т. е. 30 копеек в день за одного ученика учитель получает от государства! За репетиторство одного ученика учитель получает 10 и более рублей в час. Вот вам слова и дела.

По данным самых разных исследований, все государственные затраты по развитию школьной сети окупаются в процессе школьного строительства, а общий народнохозяйственный эффект превышает все затраты на эти цели.

Зарубежный опыт свидетельствует о том же: там, где государство больше вкладывает не в железки, а в человека, в данном случае - учителя и народное образование в целом, - экономический эффект в государственном масштабе выше.

В связи с этим у меня вопрос к Председателю Совмина РСФСР, претендующему на роль Председателя Верховного Совета РСФСР: чем объяснить нищенскую долю затрат на народное образование из бюджета республики? Почему в предсъездовские документы, разработанные правительством республики, не заложены механизмы исправления такого положения, а правительство отделывается, как и прежде, лозунгами и призывами? Почему в данных вопросах не используется зарубежный и отечественный опыт?

И еще: почему от народных депутатов РСФСР скрывается статистика, характеризующая катастрофическое положение дел в народном образовании?

Хочу ликвидировать этот пробел и обнародовать следующие данные. В Российской Федерации в текущем году работало 67,3 тыс. дневных общеобразовательных школ. Каждая четвертая находится в неудовлетворительном состоянии, каждая пятая - требует капитального ремонта, около 10% школ подлежат сносу, т. е. в каждой десятой школе России наши с вами дети подвергаются опасности. Более половины учебных заведений не обеспечены водопроводом, 40% - центральным отоплением, 70% - канализацией.

В школах РСФСР обучаются - 19,9 млн. детей, из них 4,2 (22%) занимаются во вторую смену, 60 тысяч школьников обучаются в третьей смене. В городских поселках 70% дневных школ работают в две и три смены.

В этом году лишь в пятой части средних школ созданы кабинеты информатики и вычислительной техники, в которых оборудовано 75 тыс. рабочих мест. В сельской местности компьютерами оборудовано 13% школ.

Сумма планов четырех последних лет по вводу в действие дошкольных учреждении и школ выполнена на 97%.

Ввод в действие детских домов в 1988 году осуществлен лишь на 43%. В 1986 году в РСФСР план по вводу в действие школ-интернатов для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполнен на 69%.

В заключение два вопроса: кто ответит за такое положение дел? Как поправить сложившееся положение?

В. КУЗНЕЦОВ, народный депутат РСФСР.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно