Примерное время чтения: 6 минут
310

МНЕНИЕ СОЦИОЛОГА. Материальная обеспеченность: от чего она зависит?

Пожалуй, одной из самых животрепещущих проблем в наши дни является проблема социальной справедливости. О повышенном внимании к ней свидетельствует и почта "АиФ". Читатели остро ставят вопрос о нетрудовых доходах, об уравнительных тенденциях в оплате труда, о различном вкладе в производство людей с равной заработной платой и т. д. Мы знаем, что партия дает принципиальную оценку подобным явлениям и принимает меры для их преодоления.

Вместе с тем в письмах нередко встречаются обобщения, сделанные на основе личного опыта. "Учителя, врачи и инженеры - самые малообеспеченные специалисты сегодня", - пишет, например, читатель А. Корнеев. А в ответ на публикацию о молодом рабочем, который получает в месяц 250 рублей, один из читателей написал: "Где это вы видели такого? У нас на предприятии молодые рабочие получают не больше 150 - 200 рублей".

Прояснить проблему, дать обоснования для решения об очередном повышении заработной платы той или иной категории работающих призваны социологические исследования. О результатах одного из них рассказывает младший научный сотрудник Института социально- экономических проблем АН СССР Т. ПРОТАСЕНКО.

В ЛЕНИНГРАДЕ было проведено выборочное обследование материальных условий жизни некоторых категорий населения. Для этого выбрали четыре группы горожан, отличающихся своими социально-профессиональными качествами: квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников основных отраслей материального производства, учителей и работников сферы обслуживания. Результаты обследования, конечно же, не отражают с абсолютной точностью положение этих групп горожан в целом, по стране. Но они дают определенное представление об уровне их материальной обеспеченности.

Денежные доходы

Наиболее высокая средняя заработная плата оказалась у рабочих (203 руб.), самая низкая - у работников сферы обслуживания (143 руб.). Учителя (151 руб.) и инженеры (158 руб.) получают в среднем практически одинаково.

Однако при оценке материального благосостояния важен и такой показатель, как общий доход семьи. Здесь на первом месте учителя - 384 руб. (Следует учесть, что обследование проводилось до повышения заработной платы учителям.) Объясняется это тем, что по своему составу учительские семьи относительно однородны (мужья учительниц - инженеры, преподаватели, военнослужащие, жены учителей - врачи, учительницы, инженеры). Следовательно, вклад супругов в общий семейный бюджет либо равновелик, либо различается незначительно. К тому же в этих семьях меньше иждивенцев, пенсионеры, как правило, продолжают работать.

Аналогичная картина наблюдается в семьях инженеров, где средний общий семейный бюджет составляет 331 руб.

Среднемесячный бюджет рабочей семьи почти равен бюджету семьи инженера и составляет 325 руб. Чем объясняется неравнозначность по сравнению с учителями? Дело в том, что семьи обследовавшихся рабочих были неоднородны. Высокий заработок мужа (основной в семье) соседствует с относительно невысокой зарплатой жены. В этих семьях больше детей и иждивенцев. В итоге - высокие заработки рабочего "гасятся" низкими доходами других членов семьи.

Разнородны по своему составу и семьи представителей сферы обслуживания. Здесь немало матерей-одиночек и разведенных женщин с детьми, есть семьи, где у одного из супругов высокий заработок, а у другого - стабильный на уровне 160 руб. (жена - официантка, муж - водитель такси; жена - продавщица, муж - высокооплачиваемый инженер; жена - буфетчица, муж - администратор, и т. д.). В целом у этой категории горожан среднемесячный доход составляет 341 руб.

Как видим, общие доходы обследованных семей довольно- таки близки.

Для анализа материального благосостояния семьи используют и такой показатель, как среднедушевой доход. Так вот, у обследуемых групп населения этот показатель различается очень незначительно (учителя - 112 руб., работники сферы обслуживания - 109 руб., рабочие - 106 руб., инженеры - 103 руб.). Значит, и по этому показателю различные группы горожан близки.

Посмотрим, как выглядят другие стороны жизни.

Обеспеченность жильем

Одним из социальных факторов, характеризующих уровень жизни, является обеспеченность жильем. Как известно, жилье в нашей стране предоставляется бесплатно (за исключением кооперативных квартир), независимо от денежных доходов семей.

Среди обследованных 70% учителей имеют отдельную квартиру. Отдельным жильем обеспечены также 67% семей инженеров. Почти каждые 2 из 3 семей работников сферы обслуживания также живут в отдельных квартирах.

Доля семей рабочих, проживающих в отдельных квартирах, несколько ниже. Объясняется это тем, что среди обследованных рабочих преобладают приехавшие из сельской местности - 70% (это значительно выше, чем в других группах опрошенного населения). Получается, что первые 5 - 8 лет одинокие рабочие живут в общежитиях и при распределении жилья они чаще других оказываются в коммунальных квартирах.

Предметы быта

При обследовании выявились различия в основном компоненте материального благосостояния - в имущественной обеспеченности. Оно оценивалось по четырем показателям.

К первому относятся прямые средства технизации быта - холодильник, стиральная машина, пылесос, швейная (вязальная) машина. По насыщению семей этими средствами все группы горожан примерно равны.

Ко второму показателю относятся средства, способствующие мобильности населения и обогащению сферы отдыха, досуга и развлечений, - автомобили, мотороллеры, мотоциклы, туристское снаряжение, дача или садовый участок. Больше автомашин, дач и садовых участков у учителей и инженеров. Среди рабочих высок процент имеющих туристское снаряжение.

Третий тип показателей включает в себя предметы, обеспечивающие так или иначе культурную активность людей: телерадиоаппаратура, музыкальные инструменты, книги, кинафотоаппаратура и т. п. Этими предметами обеспечены все группы обследованных семей с некоторым их преобладанием у учителей и инженеров.

Домашние предметы (мебель, ковры хрусталь, фарфор и т. п.) - четвертый тип показателей имущественной обеспеченности. Следует отметить, что значительная часть домашнего имущества обследованной группы учителей приобретена родителями,

Унаследуются зачастую такие предметы, как мебельные гарнитуры, ковры, пылесосы, стиральные машины и т. п. В списке этих вещей - библиотеки, пишущие машинки, кинофотоаппаратура.

По имущественной обеспеченности с учителями схожи инженеры.

А вот группа работников сферы обслуживания в этом отношении менее стабильна и менее однородна. Наследует вещей она меньше. Культура потребления здесь еще не сложилась. В этой группе горожан зачастую наблюдается "перекос" в сторону приобретения денежноемких и престижных вещей.

Обследованная группа семей рабочих свои вещи приобретает, как правило, самостоятельно, без помощи родителей. Их имущественная обеспеченность во многом зависит от текущих денежных поступлений и создается медленнее.

Выводы

Во-первых, материально-бытовое положение различных групп горожан определяется не столько размером заработной платы и среднедушевым доходом, сколько такими факторами, как общий доход семьи, ее состав, количество и качество накопленного и унаследованного имущества. Во-вторых, заметное влияние на разницу в материальном благосостоянии оказывает неодинаковый уровень общей культуры, И в частности культуры потребления.

Однако, следует подчеркнуть, что в настоящее время происходит сглаживание этих различий. Реализуется программа обязательного среднего образования, что заметно выравнивает культурный уровень различных социальных групп. Улучшаются жилищные условия, повышается материальная обеспеченность, совершенствуется пенсионное дело. Этот процесс будет продолжаться и в последующие годы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно