Пора определить судьбу
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ движение, которое в Волгоградской области, как и везде в стране, необычайно сильно, требует закрытия ныне действующих заводов по производству белково-витаминных концентратов. И постановлением Верховного Совета СССР "О неотложных мерах экологического оздоровления страны" правительству дано поручение разработать программу прекращения выработки ВВК из парафинов нефти. Намечено остановить заводы с января будущего года.
Коллектив нашего Светлоярского завода ВВК неоднократно обращался в инстанции с вопросом: что будет с нами - ведь нет полной ясности нашей судьбы. Однако, кроме ответа из Комиссии Совета Союза по вопросам труда, цен и социальной политики, в котором сообщалось, что наше "обращение по реализации конституционных прав направлено для решения первому заместителю Председателя Совета Министров СССР Воронину Л. А.", и информации отраслевого министерства, в которой ровным счетом ничего не говорится об обеспечении социальных гарантий работникам завода, ничего больше мы не получили.
В феврале в Минмедпроме проходил совет отрасли. Мне удалось туда попасть и потребовать отчета министра о том, какое участие он принимает в решении проблемы заводов БВК. После продолжительной беседы удалось получить информацию о том, что существует постановление СМ СССР N 189, в котором говорится о проведении дополнительной экспертизы. Срок проведения экспертизы определили "с походом" - до августа 1990 г.
Что же выходит? Решение о закрытии заводов вряд ли будет изменено. Но вот успеют ли за оставшееся до вступления в силу постановления Верховного Совета страны время решить судьбу коллектива? Судя по всему - нет.
Существовать этому производству или нет - решать нужно только после всестороннего изучения вопроса. Если закрывать его - то нужно определить и судьбу многих тысяч людей, которые работают на заводах БВК. Уже сейчас нужна четкая программа переориентации предприятий.
А. Кузьмин, рабочий Светлоярского завода БВК, Волгоградская обл.
* * *
Доход с мертвого капитала
СКЛАДЫ наших предприятий, при общей бедности рынка, затоварены. Неудивительно, что неиспользуемых материальных ценностей "складировано" на астрономическую сумму - около 200 млрд. руб., т. е. в 2 раза больше планируемого прироста национального дохода за пятилетку. Каждый стремится сделать запас на "черный день".
Для того чтобы купить или продать подержанное оборудование, нужно провести тринадцать (!) письменных операций. И затратить на это несколько месяцев. Но ведь есть проблемы, которые нужно решать оперативно. Смешно давать объявления в газеты, если срочно требуется подшипник, без которого может остановиться производство.
Мне думается, что настало время создать общесоюзную электронную службу - диспетчерскую экономической взаимопомощи. Эксперименты показали, что такая справочная служба может решить задачу любой сложности - установить деловую связь за две минуты. Никаких "входящих-исходящих", никаких хождений по министерским коридорам. При этом - невиданная производительность труда; есть возможность специализировать предоставление информации. Области применения: оперативная специализированная реклама, подбор партнера по типу "заказчик - исполнитель", хозяйственные связи, аренда, распространение новейших технологий. Уже сейчас мы можем сделать рекламу малоиспользуемым приборам, станкам. В перспективе банки данных можно использовать при прогнозировании рынка, в статистике, в кооперации предприятий.
Начать можно с организации диспетчерской службы по рациональному использованию научного оборудования. Только два диспетчера смогут принести доход государству за год более 10 млн. руб.
В. Кудрявцев, Москва.
* * *
Опять спешка виновата?
КОГДА же мы станем принимать государственные документы без спешки, обдуманно?
Вот еще один документ родился на белый свет постановление Госкомцен СССР от 24 ноября 1989 г. N 872, согласно которому с 1 января 1990 г. для бытовых абонентов, проживающих в населенных пунктах, расположенных на территориях ведения исполкомов сельских Советов, вводится новый тариф расчетов за использование электроэнергии 1 коп. за киловатт-час. Все было бы нормально и справедливо, если бы эта льгота, как и было задумано, предоставлялась тем, кто работает в колхозах и совхозах. Но разделение сделали по Советам, и получилась белиберда настоящая.
В нашем райцентре Новоорске есть и поссовет, и сельсовет. Часть рабочих заводов поселка живет на территории Приреченского сельсовета, она пользуется льготами. Часть рабочих совхоза "Новоорский", наоборот, живет на территории Новоорского поссовета, она льготами не пользуется, если, конечно, совхоз не будет выплачивать рабочим дотацию. Такое решение вопроса вводит не только путаницу, но и социальное напряжение. Ведь правильно спрашивают те, кто живет на территории поссовета: "Почему нам льгот нет, ведь у нас такие же дома, как и на территории сельсовета?". А сколько в стране таких поселков и даже городов с двумя Советами!
Насчет льгот по электроэнергии инвалидам войны и афганских событий тоже несправедливость получается. Если живут на территории поссовета, то платят две копейки за один киловатт-час, если на территории сельсовета - то меньше. А воевали-то на одном фронте.
Г. Гайфуллин, пос. Новоорск, Оренбургская обл.
Автомобиль не роскошь
Жалуемся, что в вашей стране продается мало легковых автомобилей. Но эксплуатация их, как известно, приводит к опасному загрязнению окружающей среды. Так, может, повременим с удовлетворением личных потребностей, пока не будут широко внедрены новые, экологически надежные двигатели, а сегодня больше внимания уделим развитию общественного транспорта?
Д. Гаврилин, Гродненская обл.
С письмом читателя наш корреспондент Ю. МИЧУРИН познакомил начальника сектора контроля за охраной атмосферного воздуха от загрязнений передвижными источниками Госкомприроды СССР А. ГОРЯИНОВА.
АВТОТРАНСПОРТ в нашей стране сегодня действительно один из основных источников загрязнения атмосферы. По данным Госкомстата СССР, в 1988 г. из-за автомобилей в воздух попало 35,8 млн. т. вредных веществ - более трети всех выбросов по стране. Больше всего отработанными газами загрязнен воздух Москвы, Ленинграда, Киева, Алма-Аты, Еревана, Ташкента, Риги и ряда других крупных городов, где содержание окиси углерода превышает ИДК в 3 - 10 и более раз.
С увеличением автомобильного парка растет его негативное воздействие на окружающую среду. Чтобы остановить этот процесс, необходимо решить комплекс проблем. Одна из них - использование в автомобилях систем нейтрализации вредных выхлопов. Серийное производство таких систем планировалось организовать еще в 1975 г. Но сегодня лишь на АвтоВАЗе автомобили комплектуются импортными катализаторами, да и то лишь те, что идут на экспорт. Отечественные же мощности по выпуску подобных приборов, введенные на рижском мотозаводе "Саркана Звайгзне", до сих пор бездействуют.
Не решен вопрос выпуска и использования неэтилированного бензина, не выделяющего при сгорании токсичных соединений свинца. Намечено до 1995 г. гарантированное обеспечение высокооктановым топливом столиц союзных республик и городов-курортов. Но и эта правительственная программа находится под угрозой срыва.
Не используются в полной мере возможности перевода автотранспорта на сжатый природный газ. Пока у нас примерно в 130 тыс. автомобилей используется экологически более чистое топливо. И еще отмечу отсутствие государственных требований на дымность автомобилей, работающих по газодизельному циклу, а также на топливные испарения для машин с бензиновыми двигателями.
Принимаемые в стране меры по снижению загрязнения воздуха от автомобилей не дали ощутимых результатов. И не выход из положения противопоставлять развитию легкового автопарка - общественный. Необходимо скорейшее внедрение в производство экологически безопасной автотехники. Но ответственный за это Минавтосельхозмаш СССР пока лишь грубо нарушает закон об охране атмосферного воздуха, не неся при этом никакой ответственности.