Примерное время чтения: 6 минут
89

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. После рывка, давшего свободу

Три дня в июне работал VI съезд кинематографистов страны. Председателем отныне федеративного СК СССР избран режиссер Давлат ХУДОНАЗАРОВ. Среди других претендентов (К. Шахназаров, В. Мережко, В. Мансуров) за его кандидатуру голосовали 400 из 484 человека и 80 "против". К моменту этого интервью новый гласа Союза кинематографистов пробыл в своей должности ровно неделю.

- Как вы оцениваете результаты работы VI съезда кинематографистов страны, который вопреки ожиданиям прошел как-то уж очень спокойно?

Предыдущий V съезд кинематографистов был рывком вперед, и, как всякий рывок, не мог избежать обострения и столкновения различных сил. Но основа была заложена, и теперь стал возможен период смягчения резкости рывка, давшего нам свободу.

Сейчас мы переживаем время осмысления и применения этой свободы на практике. И, наверное, поэтому VI съезд был рабочий, без внешних потрясений, хотя и со своим внутренним драматизмом. Дискуссия, как и предполагалась, разгорелась вокруг идеи федеративного Союза кинематографистов, в результате которой было принято решение преобразовать СК в союз союзов кинематографистов суверенных республик на добровольной договорной основе. Я бы не сказал, что обсуждение других проблем проходило без столкновения мнений и позиций. Особенно резко обозначились они при обсуждении вопросов кинорынка, киновидеопроката, изменения функций и структур Госкино, авторского права создателей фильма, системы государственного субсидирования кинопроизводства.

- Давлат, как вы собираетесь совмещать работу в Верховном Совете СССР, членом которого являетесь, и в Союзе кинематографистов?

- Совместить это действительно невозможно, и я уже заявил в Верховном Совете о необходимости ротации. Но моей постоянной болью был и остается Памир, безропотно переносящий всю тяжесть социального и экономического бесправия, равнодушие власть имущих. Заботы о его людях, избравших меня своим депутатом, остаются моими заботами. Я не могу и не хочу от них освобождаться.

- Скажите, почему так пассивны в Верховном Совете депутаты от творческих союзов, в том числе и СК?

- Под пассивностью понимается редкое появление на трибуне? Разве речи - главная форма активной работы? В принципе же я не очень-то принимаю само явление "депутатов от творческих (или каких-либо иных) союзов" или организаций, У депутатов должны быть свои избиратели и свои округа. Выборы должны быть прямыми, у всех кандидатов - равные возможности, у всех избранных депутатами - равные права. Членов Верховного Совета СССР - не более 500, и все должны быть освобождены от другой деятельности на этот срок. Тогда и ответственности, и профессионализма в активной и видной избирателям работе будет больше.

- Несмотря на то, что художник сегодня является почти единственным сдерживающим фактором падения нравственности общества, он ущемлен государством и морально и материально: недавно принят Закон о прогрессивном налоге, который заметно опустошит его карман.

- Материальное положение абсолютного большинства деятелей культуры в нашей стране не менее унизительно, чем у всех других групп трудящихся. Что будет с ними при новых условиях оплаты и налогообложения? Каждый талант - национальное достояние, а лучшие, как говорят в Японии, - "национальное сокровище". Попытка казны извлечь из него напрямую довольно-таки жалкую выгоду обернется обнищанием и художников, и народа, и государства - за примерами далеко ходить не надо. Союз кинематографистов будет стремиться выработать правовую защиту художника и искусства, а из нее исходя урегулировать отношения с государством на взаимно приемлемых условиях.

- К сожалению, нынешний Союз кинематографистов уже нельзя назвать союзом единомышленников, его тоже раздирают групповые амбиции. Есть ли у нового руководства шанс остановить раскол?

- По-моему, шанс есть. Во всяком случае, мы попытаемся. Но у нас больше говорят о единстве, а мне кажется, что мы должны добиваться согласия в парламентском смысле.

- Вы член КПСС?

- Да. Кроме того, я член ревизионной комиссии Компартии Таджикистана. Когда меня выдвинули кандидатом в народные депутаты, ЦК Компартии Таджикистана делал все возможное для того, чтобы я не прошел.

- Как вы относитесь к Платформе ЦК КПСС?

- Достаточно сказать, что я вхожу в межрегиональную депутатскую группу с момента ее зарождения.

Меня часто спрашивают, как я поступлю, если интересы Коммунистической партии войдут в противоречие с интересами политики, которую я буду осуществлять в Союзе кинематографистов и Верховном Совете? Но ведь сегодня отчетливо видны различные интересы у различных групп внутри компартии. Не думаю, что интересы Союза кинематографистов и Верховного Совета противоречат им всем сразу.

- Стало известно, что во время событий в Душанбе вы были среди тех, кто не побоялся выйти к разъяренной толпе...

- Правду о февральских событиях мало кто знает, и поэтому многое обрастает легендами. Интеллигенция республики в подавляющем большинстве пыталась предотвратить кровопролитие и в самые тяжелые февральские дни стояла на "пограничной" линии между возмущен ной до предела толпой и рядами солдат и танков, защищавших здание ЦК партии республики. Очередное противостояние происходило 18 февраля, когда людям не дали пройти на митинг. И опять, с одной стороны - молодежь с плакатами в поддержку перестройки, с другой - гудящие танки и автоматчики. Изначально "толпа" вовсе не была разъяренной, но пока в кабинетах раздумывали, разрешить ли ей пройти, росло напряжение и росла сама толпа, которая насчитывала уже больше семи тысяч человек. Я вместе с народными депутатами Г. Сафиевой и Л. Шерали пытался успокоить людей и открыть им путь. Когда это удалось, они спокойно и с достоинством проследовали к месту многотысячного митинга. Этот митинг не вписался в официальные оценки февральских событий.

- Расскажите о своей работе в кинематографе.

- Начинал помощником оператора Н. Олоновского, потом был ассистентом. После учебы снял 9 художественных фильмов в качестве оператора- постановщика на киностудии "Таджикфильм", в том числе с режиссером Б. Кимягаровым - экранизации трех поэм из эпоса "Шахнаме" нашего классика Фирдоуси. Дебют в режиссуре - трехсерийный телефильм "Юности первое утро" по повести Павла Лукницкого "Ниссо". Потом сделал игровой фильм "В талом снеге звон ручья" и серию документально - исторических картин о Таджикистане.

- Если я попрошу вас заполнить короткую анкету...

- Пожалуйста. Национальность - таджик, родился на Памире. Мне 46 лет. Образование высшее, окончил ВГИК. Женат, двое детей.

Беседу вела Р. РЫКОВА.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно