Велика тяга горожан к земле, если они, преодолевая расстояния порой в сотню километров в переполненных электричках и автобусах, нагруженные рюкзаками, сумками, массой других вещей, устремляются с началом летнего сезона на свои садовые участки.
Правительство в сентябре 1987 г. приняло постановление, предусматривающее в течение двух-трех лет обеспечить земельными участками всех желающих. Срок, как видим, близится к концу. Как же обстоят дела? Об этом рассказывает кандидат экономических наук Д. ДУМНОВ.
В КОНЦЕ 1989 г. в садоводческих товариществах состояло 12 млн. семей - в 3 раза больше, чем в 1980 г., 7 млн. семей пользовались огородами. Другими словами, каждая третья городская семья имела земельный участок. Общая их площадь равнялась 1,3 млн. га, причем, как правило, эти земли ранее не использовались.
Каковы же потребности, людей?
Обследования, проведенные Госкомстатом СССР, показывают, что из числа городских семей, не имеющих участков, 23% (или более 6 млн. семей) хотели бы их получить, 1/3 этих семей подали заявление на их приобретение 3 года назад, а некоторые ждут уже более 10 лет. Однако, думается, что фактическое число желающих гораздо выше.
- В последнем постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР рекомендуется выделять под участки не только заброшенные земли, но и "при необходимости" земли колхозов и совхозов... Как реализуется это постановление?
- Под участки по-прежнему выделяются болотистые, заросшие кустарником земли, пустошь, где ничего не растет. Садоводам приходится самим осушать болота, копать канавы (подчас вручную), раскорчевывать деревья и кустарники, прокладывать дороги и т. д., хотя во многих колхозах и совхозах немало пустующих удобных земель...
Как же заинтересовать местные власти, колхозы и совхозы идти навстречу горожанам? Прежде всего нужно как можно быстрее разработать и установить порядок и ставки налогообложения за пользование землей, что предусмотрено Основами законодательства о земле. Взимание небольшого, зависящего от качества земли налога, типа двухрублевого, установленного для сельских жителей, позволит пополнить бюджеты местных Советов и заинтересовать их не только в выделении участков, но и их обустройстве. Кроме этого, "дачники", пользуясь дорогами, магазинами, больницами и другими услугами, увеличивают нагрузку на социальные службы района.
Например, Смоленский облисполком установил дифференцированную плату за землю в размере от 40 до 90 коп. за сотку, т. е. 2 - 5 руб. в год с участка. Сумма небольшая, а прибыль в местный бюджет будет ощутимой.
- Постановлением Совета Министров РСФСР от 1986 г. установлены твердые лимиты на размеры садово-дачных участков: до 6 соток, а в районах Дальнего Востока - до 8 соток на семью. Чем можно объяснить эти ограничения?
- 6 соток - это средний размер садового участка, огородного же - 4,4 сотки. Однако фактически почти у половины семей размеры земельного участка не превышают 4,5 соток, в том числе у 10% - 2,6, 35% семей имеют до 5, 41% - от 6 до 7, 6% - от 8 до 9 и 7% - свыше 9 соток. Хозяйственные постройки "съедают" участки до мизерных размеров. И даже на них, как показывают опросы, семьи почти полностью обеспечивают себя фруктами и ягодами, на треть овощами и картофелем. В среднем с одного садового участка в 1989 г. было получено 61 кг фруктов и ягод, 114 кг овощей, 155 кг картофеля. Если исходить из них, то общий объем произведенной продукции на садово-дачных участках составит: 750 тыс. т фруктов и ягод, 1,5 млн. т овощей, около 5 млн. т картофеля. При дефиците продовольствия в стране это ощутимое подспорье... А если бы у этих людей было по 10 и более соток? Поэтому, видимо, целесообразно исполкомам местных Советов самим решать, сколько земли отводить под участки, и определять их размеры, на взаимовыгодной основе. Скажем, на договорных началах с садоводческими товариществами можно было бы обеспечивать овощами и фруктами местные больницы, школы, детские сады.
Кроме того, упомянутое постановление предусматривает выделение 6 соток на семью, но одно дело - семья из двух-трех человек (она и сама, возможно, не захочет иметь больше 6 соток), и другое - большие семьи, фактически состоящие из двух-трех, а таких, как правило, большинство.
Садовые участки напоминают соты в улье. При столь мизерных размерах, между ними нет даже и полуметра пространства, а порой и вообще подъездных путей к участку. Нередко это служит причиной конфликтов между соседями, осложняет противопожарную безопасность. Недавно под Ленинградом за одну ночь дотла выгорел целый поселок.
- Насколько благоустроены наши участки?
- Лишь чуть больше половины участков электрифицированы и имеют артезианские скважины. Десятилетиями приходится ждать, электричества, воды, дорог.
3/4 семей имеют на участках жилые дома. Из тех, у кого их нет, половина объясняет это трудностями со стройматериалами, 20% - недостатком средств для покупки домика, 20% - ссылаются на сложности в организации строительства и примерно 1/5 семей не видят в этом необходимости, так как участки находятся рядом с жильем.
- Самые большие сложности у "дачников" возникают с приобретением стройматериалов.
- К сожалению, план производства садовых домиков из года в год не выполняется. За последние два года было выделено 2,5 млн. садовых участков, а домиков продано лишь 200 тыс. Не организована должным образом и их установка. Единственная надежда на расширение производства местных строительных материалов. Но для этого надо заинтересовать предприятия в расширении производства и продаже стройматериалов населению. Предусмотреть для них, скажем, льготное налогообложение.
В условиях перехода к рыночным отношениям коллективы строительных, транспортных организаций, лесхозов и др. должны быть заинтересованы в продаже населению неликвидных материалов, остающихся после стройки или появляющихся в результате сноса старых построек. Правда, они сейчас тоже реализуются, но частным образом, по спекулятивным ценам. А ведь можно наладить организованную продажу, и иметь от этого хорошую прибыль...