Возрождающаяся отечественная деловая жизнь последнего времени дает, к сожалению, все больше примеров отнюдь не цивилизованных отношений между партнерами по бизнесу - достоянием гласности становятся участившиеся случаи обмана, надувательства, пиратства, мошенничества, откровенного разбоя. Совместимо ли это с принципами истинного предпринимательства? На эту тему мы попросили высказаться крупного французского бизнесмена Алекса МОСКОВИЧА.
ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА? Разве такое возможно? Ведь предприниматели - это враги народа, буржуи, кровопийцы, их цель - зарабатывать деньги любыми способами, эксплуатируя слабых, обездоленных, несчастных.
Я еще помню плакаты, на которых пузатый дядя с сигарой в зубах разражался хохотом, а на него рядами наступали отважные люди со знаменами и оптимистическими лозунгами в руках.
Прожив 65 лет на Западе, занимаясь разными видами деятельности, в том числе предпринимательством, я понял, что эти плакаты были слишком абстрактны, что их символика далеко не соответствует действительности.
Дух предпринимательства свойствен всем или почти всем. Не каждому удается его развить, не каждому - применить и далеко не каждому остаться довольным достигнутым результатом. Должен сказать, что все личные качества человека обеспечивают лишь 10% успеха. 90% - это везение. Приходит на ум анекдот с Талейраном, который назначает посла, вручает ему верительные грамоты, - и посол рассыпается в благодарностях, потому что считал до сих пор себя неудачником и не верил в такое счастье. Талейран смотрит на посла, отбирает верительные грамоты, рвет их, говоря: "Идите, молодой человек, я не могу назначать послом неудачника".
Познакомившись за свою жизнь со многими выдающимися дельцами, политиками, актерами, режиссерами, писателями, я пришел к выводу, что большинство из них заслуживает свою удачу и что великими дельцами почти никогда не становятся мелкие спекулянты, которые рано или поздно теряют полученные барыши на других спекуляциях, но становятся те люди, которые настойчиво и последовательно осуществляют задуманный проект.
ОДНИМ ИЗ СЕКРЕТОВ удачи является, как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги - это не цель, это только средство, которое предприимчивые люди используют так же, как хороший полководец свои дивизии. Франк, доллар, рубль - это солдаты, которых нужно посылать в бой, думая прежде всего о том, что их нельзя посылать на смерть, но лишь за победой. Причем одержать эту победу нужно ценой минимальных потерь.
Предприниматель, который уважает деньги, который их бережет, который их сохраняет и оберегает, - это уже не предприниматель, а "скупой рыцарь", который, как говорят банкиры, давно забыл, что сейфы не идут за катафалками. Предприимчивость предполагает большую долю воображения и небоязнь риска, предприниматель всегда немного игрок. Но игры бывают разные, и в предприимчивости лучше использовать 90% шахмат и 10% рулетки, а не наоборот.
САМОЕ БОЛЬШОЕ удовлетворение предприниматель получает в момент реализации своей мечты. Это может длиться мгновение, день, два, но, поставив точку в конце последней строчки или разбив бутылку шампанского о борт корабля, спускаемого на воду, поэт, писатель или генеральный директор верфи испытывают одинаковое удовлетворение. Любопытно еще то, что почти немедленно предприниматель забывает об одержанной победе, и у него в голове другие проекты, другие мечты, новые цели, он уже ищет пути к их воплощению.
Гораздо легче найти деньги, чтобы реализовать хорошее дело, чем найти деньгам надлежащее применение. Дайте мне хорошее дело, и деньги появятся; дайте дураку много денег, и он их растранжирит или потеряет на неудачных спекуляциях.
Приведу пример, подтверждающий правильность этого рассуждения. Париж посетила очень талантливая русская журналистка, интересующаяся экономикой. Я повел ее в самый знаменитый ресторан мира "Серебряная башня". Этот ресторан существует с 1582 г. Там перебывали все короли, президенты, величайшие ученые, писатели всего мира - от Эйнштейна до английской королевы, от Эйзенхауэра до членов Политбюро ЦК КПСС. Там хранится стол трех императоров - с подлинными приборами, меню и бутылками, - за которым такого-то числа такого-то года сидели Александр II, будущий Александр III, Вильгельм I - король Пруссии - и Бисмарк. Когда хозяин этого ресторана подсел к нам, я сказал гостье: "Пойдите, посмотрите. Кроме того, что вы видите здесь, есть еще погреба, в которых хранятся сотни тысяч бутылок редчайших вин, коньяков. Если бы владелец этого ресторана продал помещение, пустил бы с молотка бутылки из погребов, а вырученные деньги положил в банк, он получал бы ренту, в 25 - 30 раз превышающую доход, который он имеет от своего ресторана. Работает он в этом ресторане по 12, а то и 14 часов в день, несмотря на свои 70 лет. И в отпуск вырваться ему удается очень редко, да и то не больше, чем на 5 - 8 дней".
Ну скажите, разве это не творчество? Владелец ресторана должен каждый день заботиться о качестве всех закупленных продуктов, ну и, конечно, проверять их стоимость, наблюдать за поварами, следить за тем, как принимают клиентов. Столики заказывают за недели и месяцы не только по телефону, но и по телексу со всего мира, и он должен знать, за какой стол можно посадить того или иного клиента.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ является как бы гарантом, символом порядочности задуманной им идеи не только в ее сути, но и во всех деталях реализации. Слово предпринимателя, данное партнеру или банкиру, должно цениться гораздо выше, чем контракт, составленный при участии самых лучших адвокатов. Репутация банкира должна быть синонимом понятия о чести. Дело не в том, что не бывает нечестных и непорядочных "акул", а в том, что одного человека можно обмануть несколько раз, нескольких людей - один раз. Но нельзя обманывать многих людей много раз.
Поэтому настоящий предприниматель не может быть непорядочным или нечестным. В противном случае он перестает быть предпринимателем и переходит в разряд мошенников, с которыми серьезные фирмы уже не пойдут ни на какие сделки.
Недаром русские купцы, да и французские тоже, ударяли по рукам, не обращаясь ни к каким адвокатам. Бывает, что и сегодня миллионные сделки заключаются и осуществляются на основе данного слова.
В ЧЕМ ЖЕ тогда состоит этика предпринимательства? Как ее толковать? Кто дал самое верное ее определение - Аристотель, Кант или Маркс?
Мне кажется, что суть этики предпринимательства лежит где-то между трактовкой Канта и Маркса, потому что, по Канту, она присуща каждому предпринимателю в соответствии с его инстинктивной интерпретацией морали, но все же - по Марксу - должна учитывать нравственные требования и нормы общества.
Что же заставляет очень богатого человека продолжать работать, что называется, вкалывать? Не любовь к деньгам, не необходимость зарабатывать их на жизнь и даже не создание других предприятий. Тогда получается, что стимулом является любовь к своему делу? Престиж? А может быть, просто сознание, что Париж без "Серебряной башни" уже не будет Парижем? И что иначе он станет тем, чем стала Москва без знаменитого "Яра"?
Ведь если бы предприниматель Савва Морозов в свое время не закупил скопом весь салон независимых художников в Париже, то в Москве не было бы сегодня Пушкинского музея и Россия не владела бы самой лучшей в мире коллекцией импрессионистов.