Голос из очереди
СЫН написал из Дзержинска, что дети раздеты, в доме остались одно одеяло, одна тарелка. И ничего там не могут купить. "Вот и решила я в Среднеуральске приобрести все для внуков, сына и снохи. Кинулась в "Детский мир". Увы - ничегошеньки! Поехала в Свердловск. Там очередь. "За чем стоят?", - спрашиваю. "Да что будет, - отвечают, - сейчас все, что выбрасывают, берут". Выстояла 3 часа. Купила 2 пододеяльника и 3 наволочки. Дальше снова очередь. "За чем?" - "За штапелем". И я встала. Возьму, думаю, 4 метра снохе на платье. А когда очередь моя стала подходить, вижу, продавец не спрашивает у покупателей, сколько им надо, а меряет по 12 метров каждому. А почему, думаю, старушка впереди берет 12 метров? Ей 2,5 м с лихвой подойдет. Такая она маленькая, худенькая. А мне разъясняют: "Сейчас берут столько, сколько дают, и все, что дают".
Поехала в Н-Березовск за пальто для внучек. Вынесли 10 плащей по 94 руб. Один - в продажу. А остальные тут же продавцы и техничка разделили по себе. Спрашиваю знакомую сотрудницу этого магазина: "Тебе-то зачем 2 плаща?". - Для шувахиша, говорит (для барахолки, значит). Продам, говорит, за двойную цену. Вот так, прямо, не стесняясь, и говорит.
За тарелками выстояла 10 часов. Ко мне подошла женщина и попросила купить ей сервиз чайный, за что пообещала дать мне 20 рублей, а ведь у нее в руках уже по сервизу было.
Как чума, опутала нас спекулятивная торговля. Стравливает всех нас, унижает. Люди теряют человеческий облик. Все это видят, знают. И никто ничего не предпринимает. Жутко и горько мне от моей беспомощности и незащищенности.
В. Бугаева, Среднеуральск.
***
Откровенно говоря
МНОГИЕ хотят красиво жить, много есть и пить, ничего не производя. Наше гуманное общество воспитало таких "граждан", которые хорошо усвоили свои права, но совершенно забыли о своих обязанностях по отношению к обществу (по принципу: максимум урвать и ничего не дать). Не только критика, но и критиканство бушует. Постоянно находишься под впечатлением, что горлопанство - главное достоинство человека. Кто громче кричит - тот и прав. Спекулируют не только импортом, но и темами, которые у всех на виду: гибель наших ребят в Афганистане, отсутствие сахара, колбасы, мыла, импортных презервативов и т. д. и т. п. Под завывание электрогитар вопят "хрипуны" с эстрадных подмостков при содействии телевидения да еще на фоне кадров из области секса; злобно, с явным смакованием ведут свою "просветительскую работу" информаторы передачи "Взгляд"; некоторые писатели в своих выступлениях и статьях доходят до таких вещей, что делается те по себе: предлагают навязать людям бога. Да вся история человеческого рода полна примеров, как с именем бога народы уничтожали друг друга. Если сегодня идет разговор о том, чья нация древнее, то потом станет подниматься проблема - чей бог древнее и религия лучше.
Вот если бы всю эту армию критиканов, спекулянтов, демагогов, болтунов и пр. обязать работать в сфере производства - все бы стало на свои места. Работать надо, а не вопить о том, что прилавки пусты, личных автомашин и импортной аппаратуры не всем вдоволь!
Л. Георгиева, Душанбе.
***
Народ не поддержит
В ПЕЧАТИ, по радио и телевидению часто звучит тема о передаче земли настоящим ее хозяевам, т. е. крестьянам. А кто же ею пользуется сейчас? Разве не крестьяне? Я хорошо помню, что примерно в 1936 или 1937 году проведена акция о передаче земли колхозам на вечное пользование. Жил я тогда в деревне и видел это торжественное собрание колхозников при вручении акта о передаче земли безвозмездно, навечно. Это был праздник сельских тружеников.
Все отменено, что ли? А если нет, то зачем снова передавать землю крестьянам?
Наше государство социалистическое. И правильно будет, если все: фабрики и заводы, земля, леса, короче говоря, все народное достояние должно принадлежать государству. Частная собственность нам не нужна.
С. Куракин, Москва.
***
Знаете ли вы?..
В. И. ДАЛЬ писал: "На всякую перестройку смело клади в половину больше против сметы" и "Прихотливые ломки да перестройки хоть кого разорят". Напрашивается вывод: перестройкой занимаются или очень богатые люди, или плохие работники. Поэтому, надо, вероятно, просветить народ и объяснить, что такое "перестройка", почему она необходима, к чему она приведет, как ее проводить. Признаться, я еще не встречал человека, который смог бы ответить на эти вопросы!
Наши руководители пустили в оборот выражение "новое мышление" (варианты: политическое, экономическое и т. д.). Народ это выражение воспринял хорошо, потому что редкий человек знает, что новое - это хорошо забытое старое. Предполагаю, что подавляющее большинство наших хозяйственных руководителей не знают, что понятия "аренда" и "хозрасчет" известны более четырехсот лет, а бригадный подряд внедряется в нашей стране... с 1922 года.
Наши сельскохозяйственные руководители 5 лет обсуждают вопрос - "как вернуть русскому крестьянину чувство хозяина", потому, вероятно, что они никогда не читали Г. Успенского, который еще более 100 лет назад писал: "Крестьянина может сделать хозяином только собственность на землю" ("Деревенские очерки"). То-то до сих пор мы покупаем за валюту у развитых стран хлеб, овощи, масло и даже отраву в виде табака и вина.
А. Мельников, Сарапул.
***
Неоправданные страхи
В ГАЗЕТЕ "Правда" от 11 августа с. г. опубликована статья Н. Морозовой и В. Шлеева "Вариации на пулеметную тему", где, в частности, идет речь о данном мною корреспонденту "Аргументов и фактов" (N 25) интервью, в котором затрагивается отношение Ленина к Достоевскому.
Признаться, я прочитал касающийся меня текст не без некоторого изумления. Ибо нечасто встретишь оппонента, который, желая обличить твою идейную слепоту, заимствует для этой цели твои же аргументы.
Авторы статьи негодующе указывают мне на то, что словечко "архискверный", употребленное Лениным, "вырвалось" у него, во-первых, в частном письме к И. Арманд, а во-вторых - "по ассоциации с писателем В. Винниченко, о творчестве которого, собственно, и идет речь в письме". Легковерный читатель "Правды" может предположить, что злокозненный автор интервью скрыл от народа эти интересные обстоятельства. Однако, раскрыв "АиФ", он прочтет: ленинская оценка "была высказана в частном письме (И. Арманд) и касалась романа В. Винниченко "Заветы отцов"... эпитет относится не столько к автору "Идиота", сколько к его, по мнению Ленина, незадачливым подражателям ".
Далее. Н. Морозова и В. Шлеев терпеливо объясняют мне ошибочность такого подхода, когда "...из Ленина упорно лепили образ всемогущего бога: он был у нас и великим физиком, и великим философом, и великим педагогом...". Я искренне рад поздравить уважаемых соавторов, что они пришли, наконец, к этой незатейливой мысли. Но, право, в моем интервью она уже имела место: "Так сложилось, что любое ленинское определение - относись оно к области политики, философии, физики - обретало силу идеологического абсолюта".
О чем же нам, собственно, спорить? Спорить, оказывается, есть о чем. Ибо в высшей степени замечательна методология статьи, восходящая к лучшим традициям газеты "Правда". Это не только классический, до боли родной партийный слог ("злонамеренная ложь", "фальшивые аргументы и подтасованные факты"), это еще и способ интерпретации.
В интервью принято касаться только того, о чем тебя непосредственно спрашивают, а не о том, о чем бы хотелось услышать двум любознательным "правдистам" - например, о ленинском плане монументальной пропаганды. Я отнюдь не задаюсь целью рассмотреть все аспекты отношения Ленина к Достоевскому, а лишь цитирую его высказывания о писателях. Других прямых оценок не существует. Может быть, у наших осведомленных авторов, любезно советующих мне ознакомиться с трудами "серьезных исследователей - литературоведов", имеются какие-то новые сведения на этот счет? Спрашивается: кто же вводит читателей в заблуждение - "АиФ" или знатоки из "Правды"?
И последнее. Поскольку в изящной "правдинской" аттестации интервьюируемого лица, "которого "АиФ" представили нам как писателя и историка", звучат грозные милицейские ноты, спешу предъявить документ:
Игорь ВОЛГИН, член Союза писателей СССР, кандидат исторических наук.