Примерное время чтения: 6 минут
113

Сразу после смерти Сталина вышло постановление Совмина СССР о помощи его внукам. "Мой дед-Иосиф Сталин"

В небольшой трехкомнатной квартире в Москве живет военный человек, похожий на И. В. Сталина. Сходство не случайно - это внук "отца народов" Евгений Яковлевич Джугашвили.

В квартире много фотографий деда молодой Сталин, Сталин и Ленин в Горках, чудокартина: с трех наблюдательных точек - различные изображения Сталина…

Корреспондент М. ЛЕВАШОВА обратилась к Е. ДЖУГАШВИЛИ с рядом вопросов, ответы на которые мы предлагаем вниманию читателя.

- Евгений Яковлевич, вы - преподаватель Академии имени Фрунзе, кандидат исторических наук, доцент. Знаю, что увлекаетесь сбором документов, литературы с целью разобраться в личности своего деда.

- Сейчас о нем много пишут, рассказывают разные небылицы: что, мол, Сталин был параноиком, однажды спрятался от своей охраны и т. п. А я думаю, что критика моего деда - это ширма/ за которой нынешнее руководство пытается оправдать сегодняшние недостатки. Сталин умер почти сорок лет назад... Но все валят на него. Сталин для меня - больной вопрос.

Нельзя его критиковать с позиций сегодняшнего дня. Например, за индустриализацию. Не проведи он ее тогда в такие сроки, быть нам сейчас "под Гитлером".

Те, кто в Европе молился на него, как на освободителя, стоя на коленях, сегодня разрушают его памятники. Плевал я на это! Покричат, пошумят и все равно воздадут ему должное. Кто помнит сегодня судей и палачей, сославших Наполеона? Помнят только императора. Это то же самое.

- Вы видели своего деда только со стороны, когда он

приветствовал парад с Мавзолея. Общались ли вы с кем-нибудь из тех, кто знал его близко? Например, с Кагановичем или Молотовым?

- С Кагановичем я не знаком, а с Молотовым мы общались более десяти лет. Его жена говорила, что я похож на молодого Сталина. Молотов очень ценил моего деда, считал его на несколько голов выше себя. Именно так.

Кроме того, из всех воспоминаний, которые мне приходилось читать, наиболее реально отражают образ деда воспоминания Светланы Аллилуевой. Она, кстати, дважды бывала у меня. Но читать ее надо, учитывая все же, что она очень эмоциональная натура.

- Вашим воспитанием занималась мама - Ольга Голышева, родились вы в Урюпинске. Наверное, никакой помощи от государства не получали, в отличие от других внуков?

- Это не так. У Сталина не было сбережений. Сразу после его смерти вышло постановление Совета Министров СССР о помощи внукам Сталина. Каждому из нас выдали "Книжку персонального пенсионера союзного значения" - 1000 рублей (дореформенных) ежемесячно до окончания учебы. Было "дело Сталина", в котором "значились" все восемь внуков. Я тогда заканчивал Калининское суворовское училище, где подружился со своим двоюродным братом Сашей Бур донским. Потом наши пути разошлись. Сейчас между нами пропасть. Это связано с его антисталинскими настроениями. Единственно, с кем поддерживаю отношения, это с Иосифом Аллилуевым. С Галиной Джугашвили, моей сводной сестрой, отношения не складываются - она не признает так называемый гражданский брак моих родителей.

- Жизнь вашей семьи связана и с Москвой, и с Тбилиси. Где к вам проявляют больше внимания?

- Конечно, в Грузии. В Тбилиси я познакомился со своей женой, там родились оба моих сына - Виссарион и Яков. В 1962 г. друзья пригласили меня на семейный праздник. За столом было много девушек. Хозяин в шутку сказал: "Выбирай любую!". Я выбрал, а через две недели женился... В январе выхожу на пенсию поеду жить в Тбилиси, к семье.

- Почему именно вам предложили роль Сталина в фильме "Война для всех война" - о вашем отце, Якове Джугашвили?

- Как-то я был на обсуждении съемочной группой Д. Абашидзе своих творческих проблем. Тогда не могли найти актера на роль моего деда. Я был в этот день в военной форме, И кто-то, посмотрев на меня, сказал: "Да вот же Сталин!". Сначала я отказывался, но после четвертого приезда Абашидзе в Москву дал согласие. Но речь по моей просьбе озвучивает другой актер.

- Говорят, что Сталин был равнодушен к своему старшему сыну, вашему отцу?

- Это было не равнодушие. Строгость, свойственная любому отцу, когда сын его не слушает. Не получив образования, Яков захотел рано жениться. Но он не мог содержать семью. А насчет того, что Сталин не обменял Якова на фельдмаршала Паулюса, то это тогда даже теоретически было невозможно. Что бы сказали о нем другие отцы, на детей которых не меняют маршалов? Сталин это понимал. Он положил на алтарь Отечества собственную жертву - старшего сына. Кстати, у нас есть народный герой Георгий Саакадзе, который точно так же в борьбе с иранским шахом пожертвовал головой сына Паата.

- Когда я позвонила вам с просьбой дать интервью, вы спросили, не еврейка ли я?

- Я хорошо отношусь к евреям, как и к любой другой нации. У меня есть друзья- евреи. Но среди этой национальности есть люди, которые пишут пасквили, чернят историю нашего государства, преднамеренно искажают факты. Хотя это не обязательно евреи. Например, Волкогонов. Его книга - и нашим, и вашим. Я прочитал ее и выбросил. Кстати, он был моим преподавателем в академии.

- А как вы относитесь к "Мемориалу", к "Памяти"?

- "Мемориал" презираю. Кто сказал, что есть революции без жертв? Ни одна из них не обходилась без кровопролития. И мы не исключение. Хотя пострадали, конечно, многие. Но в драке иной раз попадает и своим, Я тоже дрался, будучи курсантом суворовского училища, и хорошо это знаю.

- Значит, "лес рубят - щепки летят"?

- Почему бы и нет! На войне как на войне. Шла классовая борьба. Что касается "Памяти", то некоторые ее течения мне нравятся. Я имею в виду о чистоте русской нации. В России должны править только русские. А у нас, куда ни ткнешь, - или еврей, или замаскированный.

- Ваше отношение к Нине Андреевой, женщине, которая не может поступиться принципами?

- Недавно я отдыхал в Батуми, и друзья меня познакомили с ней. Я симпатизирую ее мужеству, тому, как она отстаивает свои принципы, стоит за чистоту русского народа. Страна падает в пропасть, а она из тех, кто делает все, чтобы это падение остановить...

- Вы допускаете вероятность или целесообразность появления сейчас такого человека, как ваш дед?

- Такие люди рождаются крайне редко. Он всегда думал о государстве, а уж лотом о семье. Наши же руководители наоборот. И, думаю, пусть отвечают те, кто заварил всю эту кашу. Не нужно искать сильного человека, который бы все это исправил.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно