От оглушающих выстрелов гаубицы не спасали ни шлем, ни специальные приспособления, которые вставляются в уши. "Не хотите выстрелить?" - прокричал мне майор американской армии Эдвард Эванс, указывая на орудие. Мое знакомство с военной академией в Уэст-Пойнте все более походило на кинобоевик.
КУЗНИЦА КАДЕТОВ
Военная академия на живописном берегу Гудзона, в нескольких часах езды от Нью-Йорка, была основана в 1902 г. С тех пор ее окончили более 40 тыс. человек, среди которых такие известные в Америке и мире люди, как, например, Д. Эйзенхауэр. И каждый год около 900 человек пополняют ряды кадровых военных армии США.
Грегори Рикеру - худощавому парню, с которым я познакомился, чуть больше двадцати лет. Он кадет последнего, четвертого курса. Что заставило его поступать в академию и учиться все эти годы, сознательно ограничивая себя в некоторых удовольствиях, которые связаны с молодостью? "В основном это возможность получить отличное образование. Я еще не знаю, буду ли я продолжать военную карьеру, но с такими знаниями проблем в жизни почти не бывает. И еще - здесь учат дисциплине. Это тоже немаловажно. А вообще я считаю, что все выпускники академии служат своему народу и Америке. Это большая честь. Здесь воспитывают лидеров нации".
КАК В РЕКЛАМНОМ ПРОСПЕКТЕ
Стать лидером непросто. Что бы поступить в академию, нужны различного рода рекомендации, хороший уровень школьных знаний, физической подготовки и многое другое. Попадают не все желающие. И не все попавшие доучиваются до конца - законы учебы и дисциплина в академии суровы. Вот примерный распорядок дня: 5.45 - подъем, зарядка. 6.25 - завтрак, подготовка к занятиям. 7.15 - 11.00 - занятия. Обед. С 12.30 до 14.30 - занятия в классах, 15.00 - 15.40 - спортивные занятия. 16.00 - 18.30 - различные тренировки или строевая подготовка. Ужин. До 23.00 - самоподготовка. В 24.00 - отбой. Выходные - воскресенья и национальные праздники. А все остальное время - занятия. Не всем это по плечу. Есть тут и те, кто ленится. "Но основная часть кадетов не любит тратить время впустую. Я знаю, что, если бы все эти годы провалялся на диване дома, это было бы очень скучно", - говорит Грегори.
С 1974 г., сломав полуторавековую традицию, в Уэст-Пойнте появились первые девушки кадеты, которые, как утверждают, ни в чем, даже в физической подготовке, не уступают парням. Спорту, кстати сказать, в академии, как и вообще в Америке, уделяется особое внимание. К услугам кадетов гимнастические залы, баскетбольные и бейсбольные площадки, условия для занятий дельтапланеризмом, парашютным спортом, скалолазанием, игрой в гольф и многим-многим другим. Кроме этого, по желанию можно изучать искусство или математические науки, геологию или языки.
Поступая и учась в академии, кадеты знают, что в принципе они будут устроены в жизни. Во время учебы они получают по 5 тыс. долл. в год (обучение, медицинская помощь, жилье - бесплатные), оплачивая лишь еду, униформу и некоторые другие услуги. После окончания кадетам присваивается военное звание - второй лейтенант регулярной армии и научная степень бакалавра наук. Прослужив положенные 5 лет в армии (профессия офицера в США считается престижной и высокооплачиваемой), выпускник академии может не продолжать далее военную карьеру.
НЕСМОТРЯ НА ГРОЗНЫЙ ВИД...
Действительно, несмотря на грозный вид и соблюдение традиций, устава и всего прочего, двадцать лет - это и есть двадцать лет. Когда я с майором Эвансом, ответственным за работу с прессой, зашел в казарму, "будущие лидеры" с гоготом и улюлюканьем гонялись за мышью.
Или: кадеты узнали, что я приехал в США по приглашению журнала "Роллинг стоун", и один из них заговорщицки, чтобы не услышал майор, прошептал, что, хотя начальство считает этот журнал слишком вольным, кадеты все равно его читают. И вытащил откуда-то из-за пазухи свежий номер "Р. С.". А за обедом, когда я завел речь о том, тяжело ли им приходится без обычных для их возраста вечеринок, девушек и т. д., парень, сидевший рядом со мной, так же тихо проговорил: "Лучше не спрашивайте об этом. Не расстраивайте кадетов".
РАЗГОВОР НА ЩЕКОТЛИВЫЕ ТЕМЫ
"Сам я из Кливленда, - сказал Грегори, отвечая на мой вопрос, есть ли в академии конфликты на национальной почве. - Там нет открытого расизма, но люди предпочитают жить в отдельных кварталах: китайском, итальянском, негритянском, славянском и т. д. А в Уэст-Пойнте мы все вместе. Если тебе трудно дается математика, то тебе может помочь китаец, чернокожий или кто- либо другой".
А неуставные взаимоотношения? "Когда я поступил на первый курс, любой кадет со старшего курса мог сделать мне замечание, отругать. Я не воспринимал это как что-то обидное, наоборот: если меня критикуют, значит, я делаю что-то не так и мне нужно исправляться. Конечно, некоторые могут очень тяжело воспринимать такую критику, все зависит от воспитания в семье. Но это уже позади. Сейчас кадеты пересмотрели свое отношение к младшим. За нас платит народ. И если общество считает, что неуставные взаимоотношения - это нехорошо, мы должны этому подчиняться. Сегодня мы относимся к младшим так, что бы они уважали нас не только за силу".