Примерное время чтения: 6 минут
143

ГОСЗАКАЗ СОСТАВЛЯЕТ 95% ПРОДУКЦИИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ. Меняем шило на мыло, или Как действует наш рынок сегодня

В последнее время на страницах печати часто выступают ученые публицисты "теоретики" рынка. А что думают по этому поводу практики?

Рассказать об этом мы попросили заместителя, генерального директора Череповецкого металлургического комбината А. ЦВЕТКОВА.

- ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, сейчас о рынке спорят много, рассматривая его с разных точек зрения. А мы не говорим, мы, по сути дела, уже давно работаем в условиях рынка, причем рынка советского, с присущими только ему особенностями. Так, наш комбинат получает 15 - 20 тыс. наименований различной продукции, необходимой для выпуска металла. Как поступают в таких случаях на истинном рынке? Берут то, что им выгодно и лучшего качества. А мы?

Положим, мне нужна кальцинированная сода для коксохимического производства, которую выпускают на трех предприятиях. Одно из них находится на Дальнем Востоке, второе - в Средней Азии, третье - рядом, в Ленинградской области. Конечно, я обращаюсь к тем, кто ближе. Так что выбора у меня нет. Или еще пример. Нужно заключить договор на поставку известняков с одним из предприятий "Укрруды", входящим в наше министерство. Передо мной ставят условия: если хотите получить продукцию в полном объеме, перечислите нам 300 тыс. руб., дайте 10 вагонов металлопроката, "выбейте" две "Волги" и постройте нам производственные модули. Учтите, его продукция никому, кроме металлургов, не нужна.

- Договорились?

- Сошлись на двух условиях. Наше предприятие их выполнить сможет, а что делать мелким?

- Так вы против рынка?

- Мы же его имеем. Но он наш, советский!

- В чем его особенности?

- Помните, нас всю жизнь учили: мы должны все производить в своей стране. Выходит, и рынок у нас внутренний, с монополистами - производителями. Я не могу что-то купить на Западе - нет ни валюты, ни лицензий. Вот и крутимся на своем рынке, что-то меняем, что-то выгадываем.

- Александр Николаевич, у вас огромный производственный опыт, наверное, есть и свои предложения о том, как лучше действовать в рыночных условиях.

- У меня есть не только предложения, но и претензии. О рынке мы в основном слышим теоретические споры, о нем говорят поэты, писатели, ученые, но не производители, то есть те, кому в этом рынке работать. Опять за меня решают, как я в течение 500 дней или другого отрезка времени должен стабилизировать экономику в условиях рынка. Был я недавно в своем министерстве, прошу дайте мне программу, как я должен работать на рынке. Вместо этого получаю приказ, подписанный председателем Госснаба СССР т. Мостовым на основании решения Совмина: 95% продукции металлургических предприятий должны работать по госзаказу. А с чем мне идти на рынок? Выходит, наши руководители одной рукой подписывают решения о переходе к рынку, а другой ~ подобные приказы.

- Но сегодня без госзаказа не обойтись!

- Понимаю. Только он обеспечит предприятия, выпускающие продукцию группы "Б". А пусти тот же металл на рынок, скупят посредники: металл нужен всем, все просят. Для чего, спрашиваем? Чтобы выгодно продать.

- Ну а вы что можете предложить?

- Я сторонник кооперации. Опыт у нас в этом плане за 20 лет накоплен большой. Мы тесно взаимодействуем с предприятиями-смежниками с Кольского полуострова и из Карелии: Оленегорским, Костомукшским, Ковдорским горнообогатительными комбинатами - это наша железорудная база. В нашем содружестве - шахты объединения "Воркутауголь", Октябрьская и Северная железные дороги. И я с гордостью могу констатировать: сбоев наше содружество не дает.

- Даже когда бастовали шахтеры?

- Даже тогда. Хотя их "агитаторы" приезжали в Череповец, пытались склонить к забастовкам и наших рабочих. Но у нас забастовок не было.

- Может быть, это объясняется тем, что ваши рабочие неплохо обеспечены?

- Не намного лучше, чем воркутинцы. Но разве это дело, когда, бастуя, одни добиваются льгот за счет других, таких же рабочих?! Не от хорошей жизни мы занимаемся "натуральным хозяйством". Мы должны выпускать металл, продавать его на рынке, а на вырученные деньги покупать то, что нам нужно. А государство вынуждает нас иметь подсобное хозяйство, содержать совхозы в Астрахани, фрахтовать теплоход- рефрижератор для доставки свежих овощей нашим рабочим.

- Итак, ваша продукция стала меновой?

- К сожалению, стратегический товар мы вынуждены менять. Вот пример. В прошлом году начал давать сбои мартеновский цех. Мы с директором пошли в цех, чтобы на месте разобраться, поговорить с рабочими. И услышали: "Обеспечьте нас мылом, тогда и будет сталь". И мы стали менять сталь, прокат на мыло.

- Шило на мыло?

- Увы, да. Но почему решаем эти вопросы мы, а не те люди, которым положено этим заниматься по долгу службы - в Совмине, Госплане, Минторге и т. д.? Почему? Кто за это ответил и ответил ли?

- Но так в условиях "социалистического рынка" вы поддерживаете более-менее нормальный уровень жизни рабочих. Может быть, и текучесть кадров поэтому на комбинате меньше, чем на других предприятиях?

- Смею думать, что так. Мы и свои кадры воспитываем. Наши молодые руководители производств, инженеры учатся менеджменту на Западе - во Франции, в Австрии. Мы очень хотели бы готовить кадры на месте. Московский институт стали и сплавов, где есть прекрасные специалисты, готов открыть у нас филиал, но воспротивились в Вологодском политехническом.

- И все-таки, Александр Николаевич, вернемся к рынку и месту на нем производителя. Что ему делать?

- Работать. Так же, как и раньше. Ведь как нами ни командовали, мы делали свое дело, правда, выкручиваться приходилось. Что-что, а смекалки нам не занимать.

Беседу вела Л. НОВИКОВА

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно