Выдающийся советский писатель Чингиз Айтматов - Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Люксембурге. Это назначение Президента вызвало суды и пересуды повсюду. Особенно среди литераторов и дипломатов. Вновь разгорелся старый спор по вопросу: что такое дипломат - профессия или должность? Об том размышляет Чрезвычайный и Полномочный Посол В. ИСРАЭЛЯН.
НАМ Чингиз Торекулович отвечает на этот вопрос так: "Разумеется, дипломат - это профессия, но фетишизировать этот фактор не стоит". Прямо скажем, назначение на пост посла литератора, художника, бизнесмена - дело в общем-то не необычное. Правда, мотивы, которыми руководствовались главы государств при Таких назначениях, различны.
Одним из наиболее распространенных среди них - родственные связи, дружеские чувства. Короли, президенты, премьер-министры, министры во все времена назначали на престижные дипломатические посты своих родственников или приближенных. Менялись общественные формации, политические системы, а этот обычай сохранился. Присущ он был и "периоду развитого социализма".
Вспомним, одно время послом в Исландии и Норвегии был зять министра обороны Ю. Кириченко, постоянным представителем при ЮНЕСКО - зять министра иностранных дел А. Пирадов и т. д. Существовала, однако, и другая категория лиц, которым посольский ранг доставался не как проявление дружеских или родственных чувств правителей, а скорее наоборот, как выражение их недовольства. В истории мировой дипломатии не счесть таких "ссыльных" послов. Муссолини, разгневавшись на своего зятя графа Чиано, в течение ряда лет занимавшего пост министра иностранных дел, сместив его с этого поста, назначил послом в... Ватикан.
А у нас? Молотов после своего политического поражения очутился на посольской должности в Монголии, первый секретарь МГК КПСС Н. Егорычев, не поладивший с Брежневым, в Дании. Список этот можно расширить именами неугодных центру партийных, комсомольских работников, не справившихся со своими обязанностями министров и т. д.
НАМЕСТНИКИ КРЕМЛЯ
Но есть еще одна категория послов-непрофессионалов, назначаемых со специальной целью продемонстрировать особый характер и значение, придаваемые отношениям с государством их аккредитации. Видные государственные и политические деятели, входящие в руководство страны, порой назначались на ключевые дипломатические посты. У нас эта практика началась с социалистических стран.
Секретари ЦК компартий республик, обкомов, ответственные работники аппарата ЦК КПСС - вот тот круг лиц, из которого черпались наши послы в социалистические страны. Вначале такие назначения были единичными, а с середины 50-х годов они стали правилом. Иногда при этих назначениях выдерживался, так сказать, региональный принцип. Так, руководители Белоруссии назначались послами в Польшу, Иркутской области - в Монголию и т. д. Мыслилось, что схожие экономические и географические условия, исторические связи помогут новоиспеченным послам эффективно осуществлять свои функции Правда, что схожего в этом плане между Арменией и Вьетнамом, трудно сказать, но именно первый секретарь ЦК Компартии Армении С. Товмасян был в свое время назначен послом во Вьетнам. Таких курьезов было немало.
Логика такого рода назначений была проста. Поскольку та или иная страна провозгласили курс на строительство социализма, то аккредитованными при правительствах этих стран должны быть только руководящие деятели КПСС.
Иные послы чувствовали себя в суверенных государствах, как у себя в республике или области, и полагали, что их советы (давали они их в виде указаний) должны неукоснительно выполняться руководством социалистических стран. Общались они в основном с первым лицом государства, а в министерстве иностранных дел, как правило, с министром. Замечу в скобках, что в этом плане взаимностью и не пахло. Послы социалистических стран в Москве в прошлом лишь в особых случаях удостаивались приема нашего министра иностранных дел, их обычными собеседниками были заведующие соответствующих отделов МИД СССР.
Попытки наших послов применять методы и стиль своей прошлой партийной работы к межгосударственным отношениям приводили к тому, что многие наши послы в социалистических странах были вынуждены покинуть их в результате просьбы, а то и требования руководства этих стран.
Полагаю, что непрофессиональная, неумелая деятельность некоторых наших послов в социалистических странах, их вмешательство во внутренние дела последних затрудняло развитие действительно дружественных отношений с Советским Союзом. Я далек от мысли, что крах социалистической системы в странах Восточной Европы - результат неквалифицированных действий наших послов. Эта система показала свою несостоятельность в самом Советском Союзе, а ее насильственное навязывание восточноевропейским странам имело еще меньший шанс на успех. Наши же высшие дипломатические представители не желали видеть реальностей в этих странах.
ПАРТОКРАТЫ, ВПЕРЕД!
Практика назначения руководящих работников КПСС на высшие дипломатические посты сохраняется и поныне. Так, несколько лет тому назад послом во Франции был назначен секретарь ЦК КПСС, а впоследствии зампредсовмина Я. Рябов. Недавно другой секретарь ЦК КПСС Г. Разумовский стал генеральным консулом в Шанхае, бывший завотделом ЦК КПСС А. Капто - послом в КНДР. Насколько эффективна такая практика? Ведь нужно ясно представлять задачи, которые ставятся перед послом. Многовековой опыт свидетельствует о том, что назначение на дипломатическую работу людей, не имеющих специальной подготовки, не обходится без издержек. Чем выше пост, тем больше эти издержки.
В МИДе "НОВАЯ МЕТЛА"
И все же дипломатии можно научиться, конечно, если для этого есть природные данные. Современный дипломат должен обладать серьезными аналитическими способностями, уметь устанавливать и развивать деловые контакты. Кроме того, - быть хорошим администратором, способным возглавить коллектив, обладать чувством такта, готовым принять на себя ответственность, Дипломатическая работа по сути своей политическая, поэтому лучшими дипломатами становились часто профессиональные политики.
Именно к таким людям можно отнести Э. Шеварднадзе. Три качества, на мой взгляд, позволили ему стать министром, о чьей деятельности будут долго помнить. Это умение учиться У тех, кто знает в какой-то области больше, чем он. Особенно ярко это качество проявилось на первом этапе его деятельности. Второе - выявлять в людях самые сильные качества и использовать их. Правда, не всегда, как мне кажется, относился он ко всем одинаково справедливо.
И последнее, но не по важности - демократизм. Шеварднадзе с первых дней пребывания в МИД был доступен для его сотрудников. Он довольно быстро понял важность личных контактов с журналистами, причем не только иностранными, но прежде всего советскими.
По своему эмоциональному складу новый министр, Александр Бессмертных, - прямая противоположность своему предшественнику. Я имел удовольствие работать вместе с А. Бессмертных и рад тому, что впервые за всю историю советской дипломатии пост министра иностранных дел занял профессиональный дипломат. Все прошлые министры приходили в дипломатию из политики. Большую часть своей карьеры он сделал, работая в советском посольстве в Вашингтоне при нашем многолетнем после А. Добрынине. Мне кажется, это оказало большое влияние на его мировосприятие. Тот факт, что А. Бессмертных прошел по всем ступеням дипломатической службы, говорит о том, что он хорошо знает методы и стиль работы нашего внешнеполитического ведомства, его положительные качества и недостатки и сможет точно воплощать в жизнь внешнюю политику президента.