Скажите, кто кормит население США - мелкие фермерские хозяйства или крупные землевладельцы?
А. Поляков, Свердловск.
Отвечает доцент кафедры, политэкономии Московского института управления А. ДИЕСПЕРОВ.
ПРОГНОЗИРУЯ, какие частные землевладения у нас будут рентабельнее - мелкие или крупные, мы можем опереться на зарубежные исследования. Вот данные, приведенные в американском журнале "Статистикл эбстракт оф Ю. С." (Вашингтон, 1990 г.).
Больше всего в США мелкие ферм, объем продаж которых составляет только 5 тыс. долл. в год. Их 34% от общего числа всех хозяйств. Производят от, однако, всего 3,2% сельхозпродуктов. В общей сложности убытки этих ферм составляют за год 700 млн. долл., то есть 1 тыс. долл. на каждую ферму. Только дотации государства позволяют их владельцам "держаться на плаву". Но если ферма способна продавать продуктов хотя бы на 10 тыс. долл. в год, она уже становится рентабельной. Крупнейшие же хозяйства, продающие товаров на 500 тыс. долл. в год (их в США всего 1,4%), производят 32% всей сельскохозяйственной продукции страны, принося своим владельцам 21,6 млрд. долл. в год чистого дохода.
Подготовил В. БУЛДАКОВ
* * *
Слышал, что Зеленоград стал свободной экономической зоной, хотя этот город является районом Москвы. У нас в Харькове на существование таких зон смотрят по-разному. А как отнеслись к этому зеленоградцы? Ведь не сегодня-завтра эта проблема коснется многих городов...
Н. Лущук, Харьков.
ВЕРХОВНЫЙ Совет РСФСР 13 сентября 1990 г. принял решение о создании в Зеленограде, центре советской микроэлектроники, свободной экономической зоны. Население Зеленограда - около 170 тыс. человек.
Лаборатория по изучению общественного мнения МГУ уже в октябре 1990 г. провела исследования по этой проблеме среди жителей "вольного" города. В опросе приняли участие 1000 респондентов по "случайной" выборке, то есть вопросы задавались не специально отобранным собеседникам:
Вы "за" или "против" создания свободной экономической зоны (СЭЗ):
"pre"
- "за" - 70%; - "против" - 5%; - еще не решили - 17%; - не знают - 8%.
"/pre"
Как представляют себе СЭЗ зеленоградцы? Со свободной экономической зоной они ассоциируют:
"pre"
- высокие требования к работникам - 92% ответов; - активную предпринимательскую деятельность - 85%; - существенную разницу в доходах - 80%; - высокую эффективность работы предприятий - 76%; - насыщение рынка товарами и услугами - 74%: - высокие цены при высоких зарплатах - 71%.
"/pre"
Будет ли присутствовать социальная защищенность малообеспеченных слоев населения?
"Да" - 48%.
Будет ли облегчен выезд за границу на работу?
- "Да" - 61%.
Будет ли самообеспечиваться город?
"Да" - 58%.
Будет ли введена "местная валюта"?
"Да" - 24%.
Сторонники создания СЭЗ считают, что:
- благополучие каждого будет зависеть от его усилий - 70%;
- можно будет хорошо заработать и жить в достатке - 66%;
- наступит безработица - 60%;
- люди реализуют свои способности лучше, чем ранее, - 59%;
- СЭЗ обеспечит общедоступность современных Достижений в сфере быта и досуга - 56%;
- СЭЗ позволит оздоровить окружающую среду - 56%;
- особое положение города вызовет напряженность с другими районами - 54%;
- создание СЭЗ приведет к усилению социального неравенства - 50%;
- придется менять профессию - 47%;
- СЭЗ позволит достичь мирового уровня экономического и технического развития - 33%.
Е. ПЕРВЫШЕВА, кандидат психологических наук.
* * *
Известно, что в 1987-1988 гг. из деревни в город мигрировало 1 млн. 100 тыс. человек. Хотелось бы узнать, каковы данные за 1989 и 1990 гг.?
Л. Львов, Нижнекамск.
На вопрос отвечает заместитель начальника Управления статистики населения Госкомстата СССР Е. ТИМОШЕНКО.
В 1989 г. численность сельских жителей страны уменьшилась за счет миграции на 764 тыс. человек. Самые высокие показатели этого процесса отмечались в Казахстане и Белоруссии - 14 человек (в расчете на 1000). Грузии - 10 человек. В этих же пределах колебалась величина оттока сельских жителей в Волго-Вятском, Восточно-Сибирском, Уральском и Северном экономических районах РСФСР. Миграционный прирост в сельскую местность наблюдался лишь в Эстонии. Численность сельского населения в стране на 1 января 1990 г. - 98 млн. человек. Итоги миграции 1990 г. пока не подведены.
* * *
Кто виноват?
Высылаю вам ксерокопию упаковочного вкладыша на новые 50-рублевые купюры, согласно которому упаковка и контроль денежных знаков произведена 2 ноября 1990 года, т. е. почти за три месяца до обмена и за два месяца до вашей публикации.
Надеюсь, высылаемый мной вкладыш поможет опровергнуть заявления руководящих лиц банков СССР о неведении запланированной акции по изъятию 50- и 100-рублевых купюр у населения.
И. Колосов, Москва.
ОТ РЕДАКЦИИ: Мы напоминаем, что в N 4 за 1991 г. мы обращались к официальным органам и настаивали на проведении расследования по поводу утечки информации о предстоящем обмене 50- и 100-рублевых купюр. Ведь кто-то сообщил людям с тугими кошельками о готовящемся обмене. И в то время, когда ответственные товарищи нас успокаивали тем, что это слухи, "теневики" меняли купюры. В результате государству был нанесен многомиллиардный ущерб.
Кто ответит за это?
* * *
Правда ли, что новые 50- и 100-рублевые денежные знаки печатаются в Финляндии и Италии?
А. Яскевич, Минск.
КАК НАМ СООБЩИЛ главный инженер "Гознака" Минфина СССР И. МОЧАЛОВ, все денежные знаки как выпуска 1961 г., так и новые 1991 г., печатаются только на советских предприятиях "Гознака".
Переговоров относительно печатания денежных купюр СССР за рубежом не было. Технология выпуска новых денег сложнее, поэтому и себестоимость их выше.
* * *
Как мы знаем, символами государственной власти являются флаг и герб. В то же время Закон СССР об общественных объединениях предусматривает, что общественные объединения (в том числе и партии) могут иметь свои символы - эмблемы, флаги, вымпелы и что все партии равны перед законом. Однако не понятно, почему Государственный флаг СССР постоянно развевается над зданием ЦК КПСС. Кто предоставил право этой партии, которая согласно закону находится у равном положении с другими партиями, пользоваться государственным символом страны?
А. Одрова, Москва
В СООТВЕТСТВИИ с п. 3 Положения о Государственном флаге СССР (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1980 г.) Государственный флаг поднимается:
1) на зданиях, где проводятся сессии Верховного Совета СССР, - на весь период сессии;
2) на зданиях Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР - постоянно;
3) на зданиях Президиумов Верховных Советов и Советов Министров союзных и автономных республик, министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, союзных и автономных республик, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также на жилых домах - 23 февраля, 8 марта, 22 апреля, 1 и 2 мая, 9 мая, 7 октября, 7 и 8 ноября, 30 декабря. Государственный флаг СССР разрешается поднимать на указанных зданиях и в другие праздничные и памятные дни, а также при церемониях и других торжественных мероприятиях, проводимых государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Кроме того указанным Положением предусмотрены и другие случаи и объекты вывешивания Государственного флага СССР, однако здание ЦК КПСС не значится в нем среди тех, над которыми данный символ государства поднимается постоянно.
М. ГИБЛОВ.