Популярность этой киноактрисы была поистине легендарной. А число мужчин, поклонявшихся ее красоте и таланту в двадцатые-сороковые годы, вероятно, исчислялось миллионами. Даже сам "отец народов" заметил в 1934 году: "Какая Цесарская красивая!". Среди ее друзей были маршал М. Тухачевский, военачальники А. Корк и Р. Эйдеман, французский общественный деятель П. Вайян-Кутюрье, знаменитые артисты В. Ванин и И. Охлопков, писатель М. Шолохов. А. Солженицын, говоря об одной из своих героинь в романе "В круге первом", нашел такое сравнение: "Она улыбалась - и была, действительно, похожа на деревенскую бабу, но в исполнении Эммы Цесарской".
Но она не была баловнем судьбы и пережила не только счастливые годы вдохновенной работы в кино, во и горькие дни, когда ей приходили в голову мысли о самоубийстве, и длительное время вынужденного творческого бездействия.
"ТИХИЙ ДОН" И ДРУГИЕ
За тридцать восемь лет работы в советском кино актриса снялась в двадцати четырех фильмах. Наиболее популярные из них: "Бабы рязанские" (недавно эта картина демонстрировалась по советскому телевидению). "Ее путь", "Иуда", "Вражьи тропы", "Тихий Дон", "Бабы", "Девушка с характером", "Богдан Хмельницкий", "Когда казаки плачут" и т. д.
Жизнь Эммы Владимировны Цесарской оборвалась 28 февраля 1990 года. Вспоминаю одну из последних бесед с актрисой. "Если честно, то деревню я знала лишь по книгам, но сельский, хуторской, станичный быт пришелся мне по душе, и я невольно во время работы забывала о существовании съемочной площадки, - говорила она. - Очень быстро я научилась ходить за плугом, точить косу, сидеть за прялкой и даже дома носила платок по-деревенски".
В 1933 г. М. Ромм сделал удачные, кинопробы Цесарской на роль мопассановской Пышки. В памяти актрисы остались слова режиссера: "Я думаю, Эмма, что ваши интеллектуальные возможности еще мало использованы на экране. Вы смогли бы играть самые разные роли". "Он ждал меня три месяца и очень сожалел, что "Межрабпомфильм" не отпустил меня на съемки, так как я была занята в другом фильме..." - вспоминала актриса.
Позже кинопродюсеры Германии, Франции и Англии официально приглашали Эмму Цесарскую на роль Грушеньки в совместной постановке " Братьев Карамазовых", назвав ее единственной кандидаткой на эту роль и посулив баснословный гонорар. Но руководители советского кино не смогли договориться с представителями иностранных кинокомпаний.
ЖЕНА "ВРАГА НАРОДА"
"Осенью 1936 г., - вспоминала актриса, - я была в цирке. Рядом со мной сидел руководитель московского НКВД С. Реденс, муж А. Аллилуевой, сестры жены Сталина. В антракте ко мне подошел гладко причесанный, щупленький человек в военной гимнастерке, перехваченной в талии широким командирским ремнем. Его взгляд был спокоен и даже безразличен. Рядом со своей женой, жизнелюбивой Евгенией Соломоновной, с которой меня ранее познакомил М. Шолохов, он производил впечатление тихого человека, созданного для кабинетной работы.
- Я хочу тебя познакомить с живой Аксиньей, - сказала Евгения Соломоновна.
- Николай Иванович Ежов, - мягко представился незнакомец и очень крепко пожал мне руку. Могла ли я тогда представить, что это рукопожатие обернется для меня "ежовыми руковицами!"
23 марта 1937 г. она была в гостях. Вдруг туда позвонил ее муж, заместитель начальника пожарной охраны НКВД СССР Макс Осипович Станиславский: "Поезжай домой к сыну, а меня срочно вызывают на доклад к Николаю Ивановичу Ежову". С работы он не вернулся. Ночью в их четырехкомнатной квартире в Фурманном переулке раздался звонок, потом нетерпеливый стук. Вошли пять человек в форме НКВД и понятые. Ордер на арест мужа был подписан заместителем Ежова М. Фриновским.
Обыск продолжался до четырех утра. Чекисты долго сидели в столовой, с интересом рассматривая множество фотографий из фильмов с участием Цесарской. На полу валялись книги и вещи со свежими следами грязных сапог. "У меня, - вспоминала актриса, - забрали все документы, письма и фотографии мужа, а также прихватили с собой мою грамоту о присвоении почетного звания заслуженной артистки РСФСР. Нашей семье даже не позволили вынести нужные вещи из двух опечатанных комнат. Няня моего годовалого ребенка ухитрилась спрятать новое теплое пальто мужа в детскую коляску, под матрасик. Один из энкавэдэшников с веселой ухмылкой сказал, обращаясь к ребенку: "Не плачь, герой! С такой матерью не пропадешь...". Из кино я была фактически изгнана. Мне даже не позволили завершить работу над ролью в фильме "Дочь Родины".
В эти дни Цесарскую больше всего мучил страх потерять сына. "Нервы были так напряжены, - говорит она, - что по ночам не спалось, и я совершенно точно определяла, на каком этаже и у кого открылась дверь чьи шаги раздаются на лестнице и какая машина отъехала от дома. На улицу я просто боялась выйти: ко мне сразу подходили группы людей, спрашивали, почему не снимаюсь".
ДРУЖБА С ШОЛОХОВЫМ
По совету М. Шолохова, который не оставил ее в эту трудную минуту, она написала Молотову. 7 августа 1938 г. ей пришло извещение из Главного управления кинематографии с просьбой "срочно зайти в секретариат комитета". Вскоре после ее визита в ГУК дома наконец зазвонил телефон.
- Эмма, вас можно снимать? - робким голосом спросил кинорежиссер К. Юдин, работавший в те дни над кинокомедией "Девушка с характером". Сниматься разрешили, вернули грамоту заслуженной артистки РСФСР, но ничто не могло вернуть ей прежнюю радость творчества. Душевные травмы заживают долго. Но все же в "Девушке с характером" Цесарская сыграла бойкую жену командира, а в картине "Бабы" 1940 г, создала образ красивой сильной рыбачки... И еще много лет, вплоть до 1958 г., тянулся за ней "шлейф" жены врага народа.
В 1947 г. при поддержке Шолохова Бабочкин захотел сделать новый киновариант "Тихого Дона" опять с участием Э. Цесарской и А. Абрикосова. Но в высших инстанциях сочли, что экранизация "Тихого Дона" преждевременна.
С середины шестидесятых годов и до последних дней своей жизни актриса больше не появлялась на экране.