В 1973 г. на внутренней обложке новых членских билетов КПСС появился текст: "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи". И факсимиле подписи В. И. Ленина. Далеко не всем известна история этой фразы.
После июльских событий 1917 г. партия большевиков оказалась в трудном положении. В. И. Ленин и Г. Е. Зиновьев ушли в подполье, многие лидеры большевиков были арестованы. Оказался в тюрьме и член ЦК РСДРП(б), а также президиума ЦИК Совета рабочих и солдатских депутатов Л. Б. Каменев. Однако Временное правительство не смогло предъявить ему никакого обвинения и выпустило из тюрьмы. Это освобождение усиливало позиции большевистской партии, и ее политические противники встали на путь дискредитации Л. Б. Каменева. 10 августа в ряде газет сообщалось, что он якобы ранее был связан с политической полицией.
Тень бросалась не только на Каменева лично, но и на партию. Сам он не смог найти решения. По его просьбе при Центральном Исполнительном Комитете была создана комиссия для разбора дела, а 11 августа в газетах опубликовано заявление Каменева, что он, "чтобы облегчить работу комиссии", устраняется "от всякой общественной деятельности".
Этот поступок встревожил В. И. Ленина, выступившего со специальной статьей "Политический шантаж" в газете "Пролетарий" 24 августа 1917 г. В статье разъяснялось, что Каменев совершил ошибку, поддавшись на политический шантаж. В таких ситуациях вождям партии следует не отстраняться от общественной жизни (это и нужно было шантажистам), а "полагаться на суд пролетариев, сознательных рабочих, своей партии, состоящей из 240000 интернационалистов". В. И. Ленин пишет: "Будем стойки в клеймении шантажистов. Будем непреклонны в разборе малейших сомнений судом сознательных рабочих, судом своей партии, ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи (выделено нами. - Авт.), в международном союзе революционных интернационалистов видим мы единственный залог освободительного движения рабочего класса". (Полн. собр. соч., т. 34, с. 93).
Как видим, В. И. Ленин не говорит прямо: "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи". Контрреволюционные газеты организовали настоящую травлю большевистских лидеров. В. И. Ленину нужно было найти средство борьбы с часто голословными наветами в их адрес. В этих условиях единственной реальной силой, способной защитить вождей большевистской партии от нападок буржуазной прессы, могла стать только сама большевистская партия.
В. МАХОТИНА, В. ПАНТЕЛЕЕВ, кандидаты исторических наук