1 июля начнется официальная регистрация безработных. Их предполагаемое число - от 10 до 30 млн. человек. Сможет ли наша разрушенная экономика выдержать этот очередной удар? Как смягчить его последствия? Об этом беседа нашего корреспондента Г. ВАЛЮЖЕНИЧ с директором Института проблем занятости АН СССР академиком Российской академии естественных наук А. ШОХИНЫМ.
- Александр Николаевич, каков, на ваш взгляд, более реалистический прогноз ожидаемого числа безработных?
- В 1990 г. в службы занятости обращалось за помощью 4 млн. человек, из них 2 млн., согласно международной метотодологии определения безработных, являются безработными. Официально ожидается, что к концу года дополнительно зарегистрируется 7 млн. человек. Точную цифру сейчас назвать никто не сможет.
Если предположить, что объем производства упадет на 10%, то не все высвобождаемые окажутся безработными. Какая-то часть будет находить работу самостоятельно, кто-то будет переведен да частичную занятость, некоторые предприятия предпочтут лишь на время распустить работников... Появятся новые формы самозащиты. На уровень безработицы будет влиять и распад межреспубликанских связей. Если произойдет снижение межреспубликанских поставок до 40%, то это приведет к 15 - 19 млн. безработных.
Так вот, наиболее реальный уровень безработицы - 8% от общей численности трудоспособного населения. А это 10- 12 млн. человек. Такой уровень безработицы характерен, например, для западных стран в наиболее тяжелые периоды их развития.
- А сколько человек сможет "поглотить" система трудоустройства?
- Предполагается, что 2,5 млн. человек будут направлены на переподготовку, 1,5 млн. - на общественные работы и около 2 млн. будут безработными, получающими пособие.
Намечается предусмотреть льготные условия выхода на пенсию - до исполнения пенсионного возраста. Кроме того, эту часть населения можно будет привлекать к общественным работам.
- А что значит "общественные работы"?
- Это низкоквалифицированные работы на строительстве дорог, больниц, школ, по уборке и благоустройству территории, озеленению улиц. Однако эта программа требует более тщательной проработки, и уповать на нее не следует.
- Как будет финансироваться система переподготовки, создание новых мест, выплата пособий безработным?
- Для этого создается Союзный фонд занятости, в который каждое предприятие будет отчислять 1% от фонда заработной платы. 10% будет финансироваться за счет союзного бюджета, а остальное - за счет республик. Пока он предполагается в размере 5 млрд. руб.
- Вы считаете, этого достаточно?
- Все будет зависеть от всплеска уровня безработных, а также размера пособий. Поскольку пособия завязаны на минимальной зарплате, а она в России, уже, например, составляет 195 руб., возможно, этих денег хватит всего на 3 - 4 месяца.
- Профсоюзы, например, выступают за то, чтобы размер пособия составлял 100% от средней заработной платы. Почему человек, говорят они, должен страдать от того, что не по его вине закрыто предприятие?
- В этом случае у нас могут появиться династии потомственных безработных.
Размер пособия должен быть таков, чтобы, с одной стороны, он давал возможность человеку "продержаться", а с другой - заставлял бы его активно искать работу, не рассчитывая на иждивенчество. Иначе служба занятости превратится в собес. Рациональнее всего установить единый уровень пособий в абсолютном размере на каком-то минимальном уровне.
- Считается, что на Западе очень высока система социальной защиты безработных. Расхожим стало утверждение, что лучше быть безработным в США, чем получать зарплату в нашей стране...
- Все относительно. Если пересчитать доллары, которые получает американский безработный, по спекулятивному курсу на рубли, то прожить у нас на них можно. Но ведь он расплачивается не советскими рублями, а долларами. И уровень пособия там таков, что он заставляет людей в течение 2 - 3 месяцев находить работу. Ведь, по существу, бедой является не сама по себе безработица, а длительная безработица. В Швеции, например, уровень безработицы составляет 1%, так они сетуют, что происходит застой на рынке труда. В США доля длительно безработных низка, хотя уровень безработных высок - 8 - 9%. А вот в Европе ситуация хуже, ниже уровень безработицы - 5 - 6%, но более половины безработных не работают более года. Считается, что если человек находится без работы более года, то он уже не может найти работу.
- Если человек будет получать пособие, сможет ли он подрабатывать частным образом, по временным трудовым соглашениям?
- Нет. Выплата пособий предусматривает, что у человека нет других источников дохода.
- Но ведь это нельзя проконтролировать...
- Почему? В США, например, существует специальный контроль за этим. К вам в дом может приехать специальная комиссия, открыть ваш холодильник и проверить уровень вашего текущего потребления. Если ваш холодильник забит деликатесными продуктами, чего нельзя себе позволять на пособие, то с вас удерживают душевой доход по потребительскому набору продуктов. Лишних денег никто никому не платит.
- А не кажется ли вам несколько абсурдным нагнетание страха в связи с безработицей в то время, когда у нас куда ни глянь - не хватает работников. Взять, например, сферу обслуживания; только она может "поглотить" миллионы людей, а огромные пространства невозделанной, неухоженной земли?.. Они ведь тоже терпеливо ждут человеческих рук...
- Вы правы, поэтому главную ставку, на мой взгляд, надо сделать на создание сектора самостоятельной занятости населения. Предоставить людям возможность самим себя обеспечивать работой, проявлять инициативу. Хочет семья открыть кафе - пожалуйста. Хотят пенсионеры объединиться и выпекать пирожки - пожалуйста. Может человек чинить обувь - пожалуйста, пусть обзаводится мастерской и т. д. Перечислить все, что может человек и на что он способен, невозможно. Важно лишь устранить с его пути всевозможные преграды, волокитное оформление своего "дела", обивание порогов райсоветов с просьбой "разрешить"... Не делать из человека просителя, а дать ему максимум свободы для творческой инициативы. В Италии, например, 30% трудоспособного населения занято именно в такой сфере мелкого бизнеса, и это позволяет снять остроту на рынке труда.
Кроме того, надо развивать городское фермерство. Выдавать недалеко от города плодородную землю в первую очередь высвобождающимся с условием, чтобы в течение какого-то времени, 3 - 5 лет, они обеспечивали себя и свою семью за счет этого участка и не регистрировались на бирже труда. И не по 6 соток, а гораздо больше. Не бояться раздавать землю людям. Конечно, это не решит всей проблемы, но позволит снять ее остроту во время лавинообразного высвобождения работников.