Сегодня видеопиратство, увы, хотя и печальная, но реальность. Кто ворует и у кого - предельно ясно: наши у ненаших - в большинстве своем у американских видеокомпаний. А вот чтобы украсть фильм у своих же! Произошла эта криминальная история с комедийной лентой "Семьянин". О ней нашему корреспонденту рассказывает автор сценария В. ГОНИК.
- Владимир Семенович, у вас действительно украли фильм?
- Украли. У меня, у режиссера и исполнителя главной роли Сергея Никоненко, у актеров, но главное - украли у зрителей: "Семьянин" - смешная комедия, а смеха нам сейчас так не хватает.
- И как же это случилось?
- После того как мы закончили и сдали картину, директор фильма, он же директор экспериментального объединения "Импульс" киностудии "Беларусьфильм". Иван Гуринович тайком от сценариста и режиссера перемонтировал картину по своему вкусу и разумению.
- Зачем?
- Можно только гадать. А поскольку Гуринович ничего не понимает в монтаже, он сделал это нелепо: резал механически, по живому. Доведено до абсурда: действие происходит в одной стороне, персонажи смотрят в другую.
- Слышала, что картине после случившегося отказано в прокатном удостоверении...
- Я сам настоял. Запрета требуем я и режиссер.
Поразил Ю. Обухов, начальник главка Госкино, выдающего прокатные удостоверения. Сначала он был решительно настроен в пользу законности и справедливости, отчитывал представителей студии "Беларусьфильм", завтра, мол, вы вздумаете улучшить "Броненосца "Потемкина"! Но после визита к нему Гуриновича Обухов стал искать обоснование для выдачи прокатного удостоверения... К счастью, другие руководители Госкино заняли иную позицию.
- Вы считаете, что ваша картина удалась?
- Кажется, да. Хотя судить об этом зрителям. Но все, кто видел, одобрили единодушно. Смешной фильм, прекрасные актеры: Никоненко, Любовь Полещук, Анна Самохина.
- Тогда совсем непонятно: зачем же Гуриновичу понадобилось портить хороший фильм?
- Думаю, что здесь профессиональная непригодность сочетается с дикими амбициями.
До этого режиссер Никифоров выгнал Гуриновича с фильма "Дубровский". У нас он просто исчез однажды со съемок, оставив своего заместителя. Такие, как Гуринович, любят похлопывать себя по карману, приговаривая: "Вот вы у меня где, творцы".
- На что же он рассчитывал, перемонтировав картину?
- Он убежден, что ему все можно, все сойдет с рук. Раньше Гуринович был офицером КГБ, потом неожиданно оказался рядовым администратором на киностудии. Активен, напорист, вернее, нахрапист, не знает этических и моральных препон.
Без прокатного удостоверения Гуринович повез фильм на кинорынок в Сочи. Незаконно тиражировал шесть копий своей версии, четыре тут же исчезли со студии. Мы опасаемся подпольного проката.
- Картина снималась на деньги спонсоров?
- Это особая песня. В спонсоры настойчиво рвался МЖК "Электрон" из Новосибирска. Вообще желающих финансировать картину было хоть отбавляй. Гуринович выбрал "Электрон": за право финансировать нашего "Семьянина" они согласились оплатить другую, заведомо убыточную картину. Теперь убеждены, что спонсор волен делать с фильмом все, что заблагорассудится.
- И что же дальше?
- Недавно Союз кинематографистов СССР сделал официальное представление Генеральному прокурору СССР о расследовании деятельности экспериментального объединения "Импульс", МЖК "Электрон".