Есть артисты, которых ни с кем не спутаешь. Они выбиваются из общего потока и представляют собой как бы "белых ворон". Такой неординарной личностью на эстраде стал Ян АРЛАЗОРОВ.
Стоит этому артисту появиться на сцене, как его тотчас узнают и начинают улыбаться в предвкушении предстоящей веселой игры, в которой смогут принять участие все. А если он, что называется, еще и рот откроет, публика покатывается со смеху...
- Ян, вы на эстраде, пожалуй, единственный, кто не заигрывает со зрителями, а играет с ними напрямую, вовлекая их в свои затеи.
- Посмотрите, что происходит вокруг. Все во что-то и в кого-то играют. Одни - в политику, другие - в экономику, третьи - в культуру.
Я же со своими зрителями играю в настоящие детские игры, хотя и со взрослой "начинкой", предлагая им быть кому... самолетом, кому телефоном или еще чем-то неожиданным и забавным. Это нравится. Все устали от политики, от беготни по магазинам, от перипетий в стране и семье. Нужна какая-то разрядка. И люди с радостью включаются в добродушную, беззлобную импровизированную игру. Забываются служебные и партийные чины, возраст, семенное положение.
- А кто-то думает, что таким образом просто хотят отвлечь народ от острых социальных проблем.
- Я такую задачу перед собой не ставлю. Мне просто хочется от души повеселиться вместе со зрителями.
- Вы играете со всеми, но не все ведь наделены чувством юмора и способны понимать шутку. Бывают ли из-за этого сбои?
- Что-то не замечал. Из-за кулис я всегда высматриваю заранее несколько будущих персонажей - "жертв с человеческим лицом". С ними и начинаю игру, а потом уж и весь зал включается в нее, И знаете, я сам увлекаюсь, вхожу в раж. Смех и зрительский азарт меня только подстегивают. Думаю, что это здорово, когда люди заразительно смеются над чепухой, над собой, над нашей дурацкой обыденностью.
Хотя... иногда мне пишут письма, в которых проскальзывает наше весьма своеобразное мышление. Одно из них меня просто потрясло. "Коренной москвич", видимо, хорошо поднаторевший на обмане, уличал меня в том, что на моих концертах находятся "подсадные утки" - мои знакомые и даже артисты, которые мне подыгрывают. Ну как его в этом разубедить? Подумал бы о том, где мне взять такое количество "уток", да еще ежедневно, да еще безвозмездно.
- Помню, вы в свое время делали пародии не только на конкретных лиц, например телевизионных ведущих, но и на различных социальных типов. Ну, ту же кассиршу, проводника, а теперь этого нет. Что, таких больше не существует?
- Ни в коем случае! Суть была не столько в профессии, сколько в типаже, который в ней наиболее полно раскрывается. А подобные типажи живучи, как клопы. Как нее они могут исчезнуть из моего репертуара? Правда, с прошлыми годами они узнали и ощутили силу таких аббревиатур, как СКВ. Недавно на вокзале носильщик предложил моей знакомой довезти ее багаж за валюту. А вы говорите - кассирша или проводник! Эти уже, почитай, - элита, новорожденная "номенклатура".
- Вы такой коммуникабельный на сцене и легко общаетесь с людьми. Это ваша суть или маска?
- Вообще-то я человек замкнутый и не очень вписываюсь в общепринятый облик удачливого эстрадного героя. Мать - врач, отец - юрист не заложили во мне генетических основ "крепколоктевого" человека. В Щукинском училище, Центральном детском театре, театре им. Моссовета тоже не приобрел пробивных навыков. До сих пор не обзавелся и семьей. Поэтому рецепт - как варить кашу и суп в термосе реализую каждый раз, будучи на гастролях.
- Ну и как, получается?
- Отлично. Свой опыт теперь передаю "по цепочке". Наши артисты, особенно на гастролях, где за один только обед сейчас надо заплатить 25-30 рублей, с удовольствием едят кашу и суп, сваренные таким хитрым способом. Иногда меня даже подмывает рассказать об этом со сцены. А почему бы и нет?
- Сейчас на всех углах твердят о наступающей безработице. Судя по всему, вам это не грозит, ну а вдруг...
- Знаете, с чего началась моя игра? Как-то на остановке собралось много народу. Автобуса долго не было, чем у нас никого не удивишь, но на настроении всегда сказывается. Захотелось разрядиться, и я стал "играть". Люди быстро подключились, чтобы тоже отвлечься. Импровизация получилась хоть куда. Забыли даже, что стоим уже минут 40. Хохот стоял гомерический. Собралась солидная толпа, и все с удовольствием играли, словно давно и хорошо знали друг друга...
Тогда я просто "хохмил", а потом вдруг вспомнил эту историю и попробовал перенести такой прием на сцену. Так вот, если останусь без работы, пойду "в народ", и, думаю, примут. Не дадут же соотечественники погибнуть "жертве перестройки".
Беседовала В. ТЕРСКАЯ
Город контрастов Леонида Парфенова