Работа аппаратов различных правительственных и государственных учреждений и по сей день остается для большинства людей тайной за семью печатями. О некоторых аспектах их деятельности наши корреспонденты В. РОМАНЕНКО и А. УГЛАНОВ беседуют с бывшими сотрудниками Секретариата Верховного Совета (ВС) СССР В. КОРЕШКОВЫМ и Я. ПОСТОВЫМ.
Однако, поскольку существуют различные точки зрения на работу аппарата ВС СССР, на наши вопросы мы попросили ответить и 1-го заместителя начальника Секретариата Верховного Совета СССР А. ЯНОВИЧА.
- Как комплектуется аппарат ВС СССР?
В. К. "Поставщиками" кадров в Секретариат являются ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, местные органы КПСС и ВЛКСМ. Главный критерий - исполнительность сотрудника и отсутствие собственной точки зрения. Именно такие люди получают самые высокие оклады и льготы. При всем том в аппарате работает немало людей честных, деловых, творческих.
А. Я. Как и в любом государственном учреждении, мы стараемся подбирать прежде всего хороших специалистов. Приходят к нам работники научных учреждений из республик, органов государственного управления, общественных организаций, включая и КПСС. Критерий" один: компетентность и профессионализм.
- За полтора года работы ВС СССР депутаты неоднократно высказывали претензии, что они плохо информированы о работе аппарата, что тот исполняет только волю Президиума ВС СССР.
Н. П. Аппарат работает больше на себя. У этой "кормушки" собрались не только те, кто работает, но и их семьи и родственники. Посмотрите, какие квартиры и госособняки или дачи имеют руководители Секретариата в Снегирях. Попробуйте попасть в этот дом отдыха, хотя бы для того, чтобы посмотреть на эту "малую Швейцарию". Вас туда не пустят.
А. Я. Аппарат, комиссии и комитеты теперь работают в хорошем контакте. Некоторое непонимание было вначале, когда создавался постоянно действующий Верховный Совет. За два года аппарат по сути сложился заново.
- Каковы взаимоотношения аппаратов ЦК КПСС и ВС СССР?
В. К. Далеко не простые. С одной стороны - деловые, конструктивные. С другой, практически все отделы, за редким исключением, возглавляются бывшими работниками аппарата ЦК КПСС. и пока что работа Секретариата строится большей частью на основании его указаний.
Многое определяет и ступень на иерархической лестнице, которую занимает чиновник. Аппарат разделен как бы на имущих и малоимущих. Имущие - ценз особый. Этот статус приобретается с должности старшего консультанта. Они в свое время пользовались даже кремлевским пайком. Каждая более высокая ступень увеличивает право на дополнительные льготы. Именно эти работники и являются незыблемой опорой руководства.
А. Я. Сегодня настолько очевидно, что Верховный Совет работает самостоятельно, что вопрос этот несостоятелен. У нас половина сотрудников беспартийных, какие же могут быть им указания из ЦК КПСС?
- Насколько нам известно, многие квалифицированные сотрудники уходят сейчас из аппарата ВС СССР.
Н. П. Большинство специалистов больше не хотят работать на бывших партработников и комсомольских вожаков.
Добровольный уход многих сотрудников из Кремля - стал явной неожиданностью для руководства. Чтобы как-то погасить эту тенденцию, принимаются разные меры - повышение в должности, увеличение зарплаты и т. д. Некоторым просто запретили переход на другую работу. Все это может, конечно, смягчить создавшуюся ситуацию, но без коренных изменений, особенно в подборе кадров, уже не обойтись.
- Существует ли профсоюзная организация в аппарате ВС СССР и как она защищает права своих работников?
В. К. Лишь небольшой пример. После публикации материалов о "квартирной" нечисто-; плотности начальника Секретариата ВС СССР Н. Рубцова мы сказали секретарю парткома В. Тесленко о возмущении коммунистов подобными действиями начальника. И что же? На недавней отчетно-выборной конференции по этому поводу было сказано, что в его действиях нарушений нет.
Конечно, формально профсоюзная организация существует, но защищает она только руководство.
- Депутаты - люди разные по взглядам, существуют ли методы давления аппарата на радикально мыслящих депутатов?
Н. П. Конечно, существуют. Вообще деление на "правых", "истинных" и "левых", навешивание ярлыков началось уже с начала формирования Верховного Совета СССР.
Нам, например, перед II Съездом народных депутатов СССР было дано указание составить список неблагонадежных депутатов. Естественно, мы категорически отказались. Однако такой список, насчитывающий сейчас более 170 фамилий, существует.
А. Я. Аппарат не может оказывать никакого давления на депутатов. Список "неблагонадежных" - это просто нелепость! Существуют списки депутатов, принадлежащих к различным депутатским группам, зарегистрированным на съезде. Всего их более 10, они все введены в компьютер, и при желании с ними может ознакомиться каждый народный депутат СССР.
- Как вы считаете, чей это аппарат - А. Лукьянова, ВС СССР или народных депутатов СССР?
В. К. Мы бы ответили так: это аппарат Н. Рубцова и А. Яновича. Убеждены, что основной причиной серьезного отставания перестройки в аппарате ВС является то, что руководители Секретариата явно не соответствуют современным требованиям.
- Что мешает Комитетам и Комиссиям ВС СССР самим формировать Секретариат?
Н. П. В этом случае отпадет необходимость в столь громоздкой структуре Секретариата. Не нужны будут в таком количестве руководители и их заместители, сократится влияние аппарата ЦК КПСС на аппарат ВС СССР. Прекратится поставка кадров со Старой площади.
А. Я. У нас принята концепция единого аппарата Съезда народных депутатов. Верховного Совета СССР, его палат, Президиума, комиссий и комитетов. Если каждому из них обзаводиться своим аппаратом, то надо его намного увеличивать.