Наивно было бы надеяться, что на 2 млрд. инвалютных рублей выделенных Минторгу СССР на этот год, можно завалить магазины товарами. Но хоть что-то купить надежда все-таки была. Пока, как оказалось, напрасная для очень и очень многих. Почему? С таким вопросом наш корреспондент Т. КОРОСТИКОВА обратилась к заместителю министра торговли СССР С. САРУХАНОВУ.
- Дело в том, что средства, выделенные нам в этом году на закупку импортных товаров, существуют лишь на бумаге. Вот и получилось, что договоры есть, а поставки фирмы придерживают - нет оплаты. То, что было в продаже, - это поступления по прошлогодним контрактам.
- Из каких же средств рассчитывали делать закупки?
- Из тех, что поступают за экспорт. Это не ново, - чтобы импортировать - нужно экспортировать. Но план по экспорту не выполняется.
Прежний Совмин разрешил нам взять товары в долг с отсрочкой платежа на 2 - 5 лет на сумму в 2 млрд. инв. рублей. Один - на продовольствие, другой - на промтовары.
Первое, что мы сделали, - обратились к нашим традиционным партнерам в Италии, Германии, Голландии, Франции и т. д. Если закупки продовольствия остались на уровне прошлого года, то по промтоварам они уменьшились в 5 раз. В целом удельный вес импорта упал с 10,2%. в 1990 г. до 5,6% в нынешнем. Например, если в прошлом году мы закупили 146,2 млн. пар обуви, то в этом - 43,7 млн. пар, мужских костюмов соответственно 10 и 1,5 млн. шт., сорочек мужских 65 и 15 млн. шт., курток 5,9 и 0,8 млн. шт., детской одежды меньше на 20 млн. штук.
Надо сказать, что купить в кредит очень нелегко, хоть и берем под гарантии Внешэкономбанка СССР. Некоторым фирмам мы должны еще по прежним поставкам. Но они все-таки идут на это, иначе у них тоже возникают проблемы. Занятости, например.
Намного труднее договориться с бывшими соцстранами. А это в прошлом 80% импорта. Нам нечем платить, а они не так богаты, чтобы давать в долг. Сейчас мы восстанавливаем утраченные связи. Получено на 25 млн. инв. руб. швейных изделий из Чехо-Словакии.
На две трети разрешенной суммы контракты уже заключены. Но заключить контракты - это еще не все. Их должны подтвердить страховые компании, только тогда начнутся поставки товаров. Сейчас мы ждем их решения.
- А если страховые компания не подтвердят ни одного контракта?
- 1 млн. 700 тыс. пар обуви уже поставила нам фирма "Саламандра". 10 млн. пар женских сапожек поступили из Италии. Полагаю, что 50 - 60% товаров мы получим до конца года, остальные - в первые месяцы следующего. На всех совещаниях в Комитете по оперативному управлению народным хозяйством на первом месте - обеспечение продовольствием, топливом и товарами первой необходимости.
- А французские духи, кремы - это предмет первой необходимости?
- В этом году мы не купили таких товаров ни на копейку. То, что сейчас продают, - это из запасов. Хотя посмотрите, какие очереди у магазинов знаменитых западных фирм.
Теперь о продовольствии. Заключили контракты на поставку мясопродуктов, сливочного масла, сухого молока, молочных смесей для детского питания, чая, макаронных изделий на 25% больше, чем в прошлом году, купили сигарет.
- Сурен Ефремович, того Союза, на который вы работаете еще и сейчас, уже нет. Как в новых условиях будет решен вопрос с товарами, полученными по импорту?
- Пока ориентируемся на прежние принципы распределения: учитываем, сколько производится аналогичных отечественных товаров на местах, сколько недополучила республика по межреспубликанским поставкам, каков сложившийся уже удельный вес импортных товаров в общем объеме ресурсов. То, что республика вывозит, мы ей почти не даем. Например, импортное мясо идет, в основном, на Москву, в Среднюю Азию, Закавказские республики. Очень мало его получают Украина, Белоруссия, Молдова - там свое есть. То, что даем России, идет в районы Крайнего Севера для армии, войск КГБ и МВД.
Обувь "Саламандры" - 700 тыс. пар - отдана Крайнему Северу, 200 тыс. - Москве, остальное в Кемеровскую и другие области.
На 250 млн. инвалютных рублей мы должны продать товара предприятиям - тем, у кого есть валюта, конечно.