Примерное время чтения: 5 минут
104

Сингапур и Гонконг готовы продавать нам товары в 3 раза дешевле, чем Европе. Коммерческие цены: и хочется, и колется

ВЫЗЫВАЮЩЕ нарядные и дорогие на фоне нашей скудной жизни коммерческие магазины, тем не менее, все меньше воспринимаются как экзотика. В государственных - пусто, и уже не просто из любопытства подходишь к витринам, где все "made in"... Но цены...

- Цену назначает сдатчик товара - частное лицо, кооператив, СП, - объясняет директор магазина "На Никольской" Л. Г. Иванова. - В основе ее - цена в долларах, переведенная на рубли. Мы прибавляем 15% (другие, как правило, 20%. - Ред.) для себя - на зарплату, аренду, налоги и т. д. Если у нас что-то подорожало, то только потому, что рубль подешевел и дефицит стал еще сильнее.

Но мы сами не заинтересованы в очень высоких ценах. Чем лучше товар раскупают, тем больше наша прибыль. Поэтому стараемся согласовать со сдатчиком оптимальную цену для продажи.

По мнению одного из высокопоставленных торговых чиновников (кстати, очень не жалующих неподконтрольных им коммерсантов), цены в коммерческих магазинах отражают реальную стоимость жизни у нас, что значит: не цены высокие, а зарплата маленькая. Иностранцы, например, охотно посещают коммерческие магазины: здесь они могут купить нужную вещь за меньшую сумму, чем, например, у себя в Европе. Ведь поставки товара идут в основном из тех стран, где он дешевле: Китай, Гонконг, Турция и т. д.

Разрешение коммерческой торговли народу объяснили так: все равно "черный рынок" неистребим, так пусть он станет легальным и делится с государством своими доходами. Следовательно, эти магазины изначально создавались в расчете на людей с толстым кошельком. И цены из-за инфляции все растут. По расчетам независимых экономических экспертов, средние цены в коммерческой торговле выросли в сентябре на 17,3%. Рост цен на одежду составил в среднем 21,5%, в том числе в Москве - 28,7%. Это связано с удорожанием прежде всего товаров осенне-зимнего сезона Лидирует женская одежда, которая по сравнению с августом в среднем подорожала почти на треть, а в Москве - на 41,9%.

Но есть и другие причины, почему здесь держат такой высокий уровень цен. И они вполне устранимы, считает один из двух хозяев (вернее, учредителей) коммерческого магазина "На Никольской" М. Н. Литвинов.

- Самое главное - нет площадей. Мы вынуждены нередко отказываться от товара - негде размещать.

Нельзя получить разрешение торговать за валюту. Есть немало фирм, например, в Сингапуре, Гонконге, которые готовы продавать нам товары очень дешево, в 3 раза дешевле, чем в Европе. Но расплачиваться надо, конечно, валютой. А где ее взять, если здесь торговать только за рубли? Разрешили бы половину товара продавать за валюту, и возможности рублевой торговли значительно выросли бы.

А налоги? Тот, кто хочет вести дело честно, не заинтересован в увеличении товарооборота. Как только рентабельность превысила 50%, у нас забирают из прибыли 75%. И я даже не знаю, на что идут заработанные нами деньги, все как в бездну. Лучше бы уж сказали: отремонтируй вот эту дорогу.

- А вот многие - как раз наименее защищенные от дефицита - с одобрением отнеслись к такому налогу: нечего на нашей беде наживаться...

- Во-первых, не я дефицит создал. И, во-вторых, бытует представление, что вот мы сняли большую прибыль, поделили ее и прогуляли. Но почему-то никому не приходит в голову, что на эти деньги можно открыть еще один магазин. Кому от этого хуже?

Если так будет и дальше, то что изменит приватизация? Я смогу стать хозяином какого-то помещения, но не хозяином своего дела...

Да, не все так просто за внешне благополучными витринами. И не только в силу перечисленных выше причин.

Летом ОБХСС вместе с налоговыми инспекторами проверили в Москве 201 объект коммерческой торговли. За один день обнаружено на 460 тыс. руб. (в коммерческих ценах) неучтенных товаров, которые, как потом утверждали торговцы, были их собственными. А это - 27 тыс. руб. скрытого налога; В странах с рыночной экономикой торговец сам заинтересован пропустить весь товар через кассовый аппарат, иначе штраф, по выражению одного из работников ОБХСС, "обалденный". У нас же проверяющие ограничились лишь предупреждением, хотя бесхозные вещи - не единственное нарушение. Около 10% товара - из госторговли (это дает 25-30% прибыли), несмотря на запрет. Нельзя, например, торговать и продтоварами, за исключением спиртного в ненарушенной упаковке (то же требование к косметике и парфюмерии). Но есть ли в Москве улица, где не продавали бы жевательную резинку? Одноразовые шприцы тоже можно реализовывать только через аптеки. А в одной из палаток их было 7 тысяч.

Раз что-то запрещено - работники ОБХСС обязаны проверить. Но сами они хорошо понимают, что занятие это, мягко говоря, неэффективное. Ведь запрет проблему не снимает, а значит, его будут нарушать. Где же выход? Нужен статус коммерческого магазина - считают работники ОБХСС, который определит его права и обязанности. Пора цивилизовать нашу "дикую" коммерцию. И с этим трудно не согласиться.

* * *

ЧТО ПРИОБРЕТАЮТ В КОММЕРЧЕСКИХ МАГАЗИНАХ?

* Приходилось ли вам в последние два года покупать какие- либо товары в коммерческих магазинах, и если да, то как часто? Такой вопрос социологи Всесоюзного центра изучения общественного мнения задали в ходе опроса 3004 респондентам, представляющим взрослое население страны.

Как сообщило агентство "Дата", 66% опрошенных никогда не пользовались услугами коммерческих магазинов.

29% редко приобретают вещи по коммерческим ценам. 6% - часто.

18% из тех, кто делает покупки в коммерческих магазинах, приобретают там одежду, 15% - обувь, 12% - бижутерию. косметику, 9% - сигареты и алкогольные напитки, 2% - предметы домашнего обихода, мебель, 1% - радио- и видеоаппаратуру, лекарства.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно