Примерное время чтения: 4 минуты
108

ЗА КУЛИСАМИ СОБЫТИЙ. "Москвич" меняет имя

Проблемы приватизации жилья известны нам широко, мелких предприятий - тоже уже знакомы, а если приватизируются гиганты, где трудятся десятки тысяч людей? Каков механизм передачи им собственности? Об этом беседа нашего корреспондента с заместителем генерального директора ПО "Москвич" В. КАНТОРОМ.

- Вопрос этот очень сложный. Мы шли к нему несколько лет. Подтолкнули нас к этому и переход к рынку, и развал народного хозяйства: к примеру, на ЗИЛе 20 филиалов, из которых 3 - 4, допустим, можно отсечь, а 15 создавались как части единого организма, дающие один - литье, другой - детали, и если вдруг хоть один из них даст сбой - ЗИЛ остановится. Аналогичная ситуация и у нас. Дело надо было спасать, то есть создавать такую форму организации хозяйствования, чтобы производство автомобилей стало выгодно для всех участников процесса. И мы разработали проект разгосударствления и приватизации объединения, предполагая переход на акционерную форму.

- Мы - это кто? Наверное, администрация? А сами рабочие принимали в этом участие?

- Конечно, пакет документов готовился администрацией, но не келейно. Все опубликовано в нашей газете и широко обсуждено. На сегодня уже 14,7 тыс. человек (около 40% работающих) выразили свое мнение. Почти 13 тыс. - за акционерное общество.

- Какие принципиальные положения заложены в эту реорганизацию? Все они принимаются бесспорно?

- Вопрос о способе раздела имущества, естественно, вызывает споры. Мы не считаем, что все надо отдать коллективу, хотя есть люди, настаивающие на этом, но и не сторонники того, что все ему надо продать. С января 1987 г. наше предприятие перешло на самофинансирование и самоокупаемость, и мы стали работать без привлечения бюджетных средств. Все имущество, что было приобретено с тех пор за счет нашего фонда развития производства, мы считаем действительно своим. И эту часть, примерно 30% уставного фонда, считаем необходимым безвозмездно передать коллективу.

Не сразу была принята и идея отдать часть имущества во владение или управление регионов, где расположены наши заводы. Но систему взаимной заинтересованности в работе без этого не создашь.

- Собираетесь ли вы привлекать иностранный капитал?

- Обязательно. Нам нужны средства на оборудование, ноу-хау, их умение организовать производство, их требование к качеству, рынки наконец. Сегодня в страну ежедневно ввозится несколько сот автомобилей иномарок. Когда откроют границы и конвертируют рубль - они хлынут потоком. Но мы же не сможем при росте себестоимости "Москвича" за счет повышения цен на сырье, электроэнергию, увеличения зарплаты бесконечно поднимать продажную цену. И при насыщенном рынке нас могут ожидать неприятности. Валюта поможет нам мягче войти в рынок. На нее мы предполагаем отдать около 35% акций.

- Афоризм Форда о том, что автомобиль сделал Америку, верен и у нас. Половина народного хозяйства работает на автомобиль. Ему нужен металл, оснастка и т. д. Как будут складываться отношения будущего акционерного общества со смежниками? Изменятся ли они?

- В ближайшее время мы намерены создать промышленно финансовый союз, куда войдут не только все, кто имеет какое-либо отношение к производству автомобиля, но и, казалось бы, несовместимые с ним - туристические, сельскохозяйственные фирмы. Но... Мы оказываем им недостающую финансовую помощь, а они в кратчайшие сроки возвращают ее нам с прибылью. Ее мы пустим на дальнейшее развитие автомобилестроения. Проще говоря, мы должны взаимно, причем по горизонтальной структуре, ускорить свое движение вперед.

- Противники теории приватизации предостерегают: все скупят теневики...

- Для начала мы будем очень жестко следить за тем, кто и сколько покупает. И будем ограничивать частную продажу акций. Работники смогут продать их только обратно заводу. И только они будут приобретать акции в первую очередь и на льготных условиях. Конечно, в зависимости от трудового вклада каждого - стажа, заработка и т. д.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно