ПРАКТИЧЕСКИ за любым крупным алмазом или бриллиантом тянется "хвост" преступлений и крови - слишком огромная ценность сосредоточена в небольшом кусочке сверкающего минерала. Исключение - алмазы, найденные недавно и обретшие своего первого хозяина. Например, Бориса Ельцина, получившего в дар алмаз весом в 242 карата (1 карат - пятая часть грамма).
Однако, по словам директора лидирующей в алмазном бизнесе компании "Де Бирс" Гари Ральфа. 99% всех добытых в мире ювелирных алмазов - это камни менее 1 карата.
В 1990 году в мире было продано более 52 млн. ювелирных изделий с бриллиантами по средней цене 800 долл. Г. Ральф указывает, например, что это делает их доступными не только небольшой группе богачей. В США, в частности, каждая восьмая домохозяйка ежегодно получает в подарок новое бриллиантовое ювелирное изделие.
Добыть алмаз - не самое главное. Львиную часть своей стоимости камушки приобретают после огранки. Примерно 95% российских алмазов ( в других суверенных республиках их практически не добывают), будучи проданными все той же "Де Бирс", в необработанном виде попадают в гранильные мастерские Голландии, Индии, Израиля и Нью-Йорка.
Однако, по словам же Г. Ральфа, не следует думать, что "Де Бирс" наживается на нашей неопытности. С этой компанией добровольно сотрудничают практически все 20 алмазодобывающих стран, делегировав ей монопольное право поддерживать высокие цены на сырье. Но в самое последнее время часть алмазов, по мнению южноафриканцев, стали в России "придерживать", причем - хорошего качества. Налицо - взаимное недоверие и вопросы друг к другу. Их не стало меньше после встречи представителей "Де Бирс" с российскими парламентариями. Есть сомнения относительно уровня профессионализма советских структур, представлявших страну до сих пор в работе с "Де Бирс". Чтобы снять эти вопросы и определить нашу политику не только в том, как использовать посреднические услуги коллег Г. Ральфа с большей выгодой для государства, но и в целом пересмотреть концепцию алмазо-бриллиантовой промышленности, под патронажем ВС России и ее правительства создана комиссия из специалистов-практиков и ученых.
По мнению российского депутата Л. Гуревича, сопредседателя этой комиссии, разумно обратить внимание на развитие отечественной гранильной промышленности. Именно огранка позволяет получить очень высокую добавленную стоимость таким, например, странам, как Израиль, Индия, Голландия, в которых алмазы не добываются.
Но по словам Г. Ральфа, продажи алмазов в конкуренции с "Де Бирс" - кошмарный вариант для всех. Ничем не регулируемые, как сейчас, цены упадут. Упадет и прибыль.
Произойдет ли так, Бог его знает! Но необходимо понять, водят нас за нос, как в свое время Косыгина с Рыжковым, или нет.