АРТИСТОВ Михаила Державина и Александра Ширвиндта зрители узнали порознь. Оба - выпускники Вахтанговского театрального училища (с интервалом в два года). Оба начинали в Театре им. Ленинского комсомола. Вместе с опальным главным режиссером театра Анатолием Эфросом ушли в Театр на Малой Бронной. Потом друг за другом перешли в Театр сатиры. Ролями нигде не были обделены. Соединила их имена концертная площадка.
- Александр Анатольевич и Михаил Михайлович, говорят, недавно вас видели выступающими в ресторане "Метрополь" в канадском городе Торонто. Как вы себя там чувствовали?
Д. Совсем неплохо. На Западе в ресторан ходит не только поесть и выпить. Это место общения.
Ш. Тут важно точно выбрать момент выхода на сцену. Когда посетители уже поели, но еще не напились.
Д. Последнее там бывает нечасто.
Ш. Но ведь мы-то выступаем перед бывшими нашими. А советские традиции долго не выветриваются.
- А незадолго до того вас видели в Тель-Авиве...
Ш. Да, и там на улице знакомые и незнакомые нас спрашивали: вы насовсем?
Д. При этом одни говорили: правильно сделали, а другие: вы с ума сошли!
Ш. В самолете попутчик-израильтянин, повидавший здесь пустые прилавки, советовал нам не возвращаться. В Симферополе была посадка. Из самолета не выпускали - мы уже прошли таможню в Риге, попросили пограничников достать нам бутылку коньяка. Они говорят: ребята, невозможно. В городе нет. Мы настаиваем: а если постараться? В общем, добыли.
Д. Тогда наш попутчик сделал вывод: людям, которым пограничники приносят спиртное, можно еще пожить тут.
- Какой репертуар вы играете за границей?
Д. Там достаточно информации о наших делах. Смотрят наше ТВ, есть наши газеты. И совершенно незачем обрушивать на них наши внутренние, проблемы и невзгоды, как нередко делают сатирики. Им говорят: зачем вы привозите сор из своей избы?. Ругайте своих у себя дома.
Ш. Тамошним нашим зрителям больше всего интересно то время, в которое они покинули страну. Это ностальгия. Вот мы и играем фрагменты из наших старых капустников, сцены из спектаклей. Каждый узнает свое, близкое ему.
Д. В одной рецензии в Израиле нас хвалили за то, что мы не ругали свою Родину, не говорили о продуктах и не копировали Горбачева.
- Как возник ваш дуэт?
Ш. Началось с капустников у себя в театре.
Д. Потом Шура организовал "капустную" бригаду при Доме актера. С нами были Андрей Миронов, Никита Подгорный, Анатолий Адоскин. Шура писал и ставил.
- А как распределяются обязанности в вашем дуэте?
Д. Шура - худрук.
Ш. А Миша - парторг. После роспуска партии - профорг.
Д. Или так: он худрук, я - труппа, причем и мужской состав, и женский.
Ш. Некоторые зрители переносят наши эстрадные маски на нас самих. Получается, какой-то зануда шпыняет милого парня, а тот по недостатку воли подчиняется.
Д. На самом деле Шура очень мягкий человек. Как-то по телевидению Зиновий Гердт сказал, что более сердобольного человека, чем Ширвиндт, он не знает. И на Шуру обрушился град писем с просьбами навестить какую-то старушку в больнице, дать взаймы, помочь с пропиской.
- Где вам интересней, в театре или на эстраде?
Д. Мы прежде всего театральные актеры. И напрасно нас считают только комедийными артистами. Да, мы любим юмор, что-то в нем смыслим. Но в театре я с удовольствием играю Телятева в "Бешеных деньгах" Островского, совсем не комедийную роль. И в спектакле "Прощай, конферансье" у меня роль весьма драматическая. Мы очень бережно относимся к этим спектаклям. Их поставил наш покойный Друг Андрей Миронов. Шура у Эфроса играл сплошь драматические роли. Григорий в "Чайке", главный герой в "Счастливых днях несчастливого человека" Арбузова, Людовик в булгаковской "Кабале святош".
- Александр Анатольевич, но как режиссер вы предпочитаете ставить комедии?
Д. Я отвечу. В репертуарных планах нашего театра есть особый раздел: "То, что придумает Ширвиндт". Как правило, это спектакли-обозрения. Они ставятся внепланово, но оказываются долговечными, и на них с удовольствием ходят.
Ш. Люди устали т политики. В драматургии - безвременье. О чем писать? К чему призывать? Чернуха и крутой секс тоже уже приедаются. Нужно дать человеку возможность отдохнуть от проблем, расслабиться хоть на два-три часа.
Д. А самое ценное в Шуриных спектаклях то, что он всегда занимает в них артиста Державина.
- А семьями вы дружите?
Ш. Я дружил со всеми семьями Михал Михалыча.
-То-то его супруга Роксана Бабаян часто выступает вместе с вами.
Д. А супруга Шуры - Наталья Белоусова - тоже близкий театру человек. Она архитектор, по ее проекту построено здание театра музкомедии в Омске.
- А ваше дети вошли во актерской дороге?
Ш. Одно время в прессе покатили бочку на актерских детей, поступающих в театральные училища. Но в России всегда были актерские династии. Отец Державина был известным артистом Вахтанговского театра. Дети сызмальства живут в театральной атмосфере, да и гены что-то значат.
Д. Моя дочь окончила ГИТИС, работает на радио.
Ш. Мой сын окончил Вахтанговское училище.
- И традиционный вопрос. Ваши творческие планы?
Ш. Мы спровоцировали драматурга Александра Гельмана написать пьесу для нас двоих. И очень на него надеемся.
Д. В кино вместе снялись в фильме "Чокнутые".
Ш. Державин снялся без меня в новом фильме "Моя морячка". Поменял меня на Людмилу Гурченко.
Д. Шура без меня снялся в советско-итальянском фильме "Осада Венеции". Представляете, три месяца провел в Венеции.
Ш. Венеция была выстроена на задворках "Мосфильма".
Беседу вел Е. ЗАХАРОВ