В Татарстане, как, впрочем, и во всем остальном мусульманском мире, идет ураза - великий пост, время молитв, очищения от скверны, смирения и воздержания. Однако от всех мирских дел отрешиться сегодня трудно: на 21 марта назначен референдум, от исхода которого во многом зависит будущее республики. О чем думают мусульмане и православные, верующие и неверующие жители Татарстана накануне этого события, какова в целом социально- политическая обстановка в этом регионе? Об этом рассказывает наш специальный корреспондент В. САВИЧЕВ.
ИДЕЯ национального возрождения - одна из основных в стремлении татарского народа к независимости и суверенитету. "Основных, но не главных", - считают президент республики М. Шаймиев, подавляющее большинство в парламенте и в среде интеллигенции.
Позиция этих сил сводится примерно к следующему: зачем нам новый центр, проводящий более жесткую политику, чем старый, но при этом менее профессиональный? По их подсчетам, удельный вес налогов, забираемых Россией сегодня, составляет 65%, тогда как два бывших "центра" изымали около 72%, а почти половина валютной выручки подлежит обязательной продаже Внешторгбанку, несмотря на то что республика и так отдает часть нефти на уплату внешнего долга бывшего СССР.
И все же во всех официальных выступлениях подчеркивается, что суть стремления к независимости не в отделении ("Мы в центре России, куда ж отделяться, на Луну, что ли?"), а в установлении "равноправных договорных отношений". При этом, правда, в опубликованном проекте Конституции миллимеджлиса говорится о создании своих "собственных воинских формирований", "таможенной службы", "введении в обращение своих денежных знаков" и т. д.
МИНТИМЕР - "Я - железо". Примерно так переводится с татарского имя президента Татарстана. Однако лидеры чисто национальных организаций, таких, как партия национальной независимости "Иттифак". Комитет "Суверенитет", Союз татарской молодежи "Азатлык" и др., считают его, как, впрочем, и "всю президентскую рать", недостаточно твердым в отстаивании национальных интересов.
Партию "Иттифак" возглавляет Ф. Байрамова, известная своими крайне радикальными взглядами и высказываниями, которые охотно цитируются в различных средствах массовой информации.
- Да, я - фанатик, - не скрывает член этой партии с партийным билетом под номером 000001 Н. Аглиуллин. - Все наше движение держится на фанатах. Если мы не получим независимость, нам терять нечего, остается только смерть. Но чеченского варианта у нас не будет, мы другие средства найдем. Всех поднимем. Оружия у нас пока нет, ну это сегодня не проблема. Хотя ножи в кармане носим. Против русских мы ничего не имеем. Надо только, чтобы на руководящих должностях было больше наших, татар. Смешанные браки мы не запрещаем, но не рекомендуем, надо нацию возрождать. Заповедь у нас простая: идешь на собрание в ТОЦ (Татарский общественный центр) или на митинг - не пей и первым не бей. Если соблюдаешь - ты наш.
Сейчас трудно судить, как будут развиваться события в случае достижения суверенитета, но надо учесть, что уже сегодня националисты готовы заменить нынешние структуры власти своими, уже формирующимися "альтернативными".
ЭТОГО и опасаются многие представители русскоязычного населения Татарстана. Причем к этой категории жителей можно отнести довольно обширный слой татар, которые в силу сложившихся обстоятельств "обрусели" на земле предков, во многом отошли от национальной культуры и обычаев, плохо или совсем не владеют родным языком.
Чувство тревоги, неопределенности и даже безысходности испытывают многие руководители крупных и мелких промышленных предприятий. Не исключено, что в случае достижения суверенитета большинству из них придется уступить свои места "национальным кадрам". Излишне, например, говорить о том, какими возможностями обладают члены руководства того же КамАЗа, если 80% всех автомобильных перевозок в бывшем Союзе осуществляется грузовиками этой марки. Так что если возникнет драка, то драться будут не за кресла. И победит скорее всего тот, чья власть на данный момент устраивает большинство рабочих, работающих на этих предприятиях, независимо от их национальной принадлежности. Но, как бы там ни было, одни "втихую" готовятся к самообороне, другие, в случае провала референдума, собираются пойти на "крайние меры".
БИЗНЕСМЕНЫ - за суверенитет, но прежде всего в области экономики.
- Законодательной базы для предпринимательской деятельности в республике практически нет, - считает президент Союза предпринимателей Татарстана К. Шайдаров. - Мы пользуемся российскими законами, а они доходят до нас с большим опозданием. Поэтому по степени развития наши структуры значительно отстают от аналогичных структур даже в российских областях, не говоря уже о Москве или С. - Петербурге. Правительство с нами на контакт не идет. Отсюда и ответная реакция. В органах власти остались люди, которые имеют весьма смутное представление о предпринимательстве и рынке. Надо решительно менять эти кадры.
...Уже вернувшись в Москву, спросил у зашедшей в гости соседки-татарки, еще не старой женщины, у которой двое сыновей с высшим образованием и которая, как и все верующие татары, тщательно соблюдает уразу (пост):
- Тетя Роза, что такое "субъект международного права"?
- Ну ты спросил!
- А правда, что, если в Казани кликнут, все московские татары поднимутся?
- Обязательно. Мы очень дружные, не то что вы, русские.
- А за что вы подниметесь?
- Как за что? За веру нашу!
- И что, Ринат с Тимуром меня бить придут?
- Да будет тебе городить-то Бог знает что.
Татарский народ трудно "упрекнуть" в желании говорить о своих традициях с первым встречным. Поэтому, как правило, все попытки нашего корреспондента В. ПЕРУШКИНА поговорить с местным населением, что называется, "за жизнь" ограничивались лаконичными ответами - либо "да", либо "нет". Далее шел вежливый намек на занятость, и беседа на этом прекращалась. Но, как всегда бывает, в любых правилах находятся исключения.
В ГОСТЯХ
В ДЕРЕВНЕ, где удалось познакомиться с некоторыми местными традициями, проживает 90% татар. Дома там в основном одноэтажные и выкрашены в яркие тона. Такие сочетания цветов, как белый с голубым, оранжевый с зеленым, характерны для татар. Хозяйство содержится в идеальной чистоте, начиная от жилых строений и заканчивая "удобствами", расположенными во дворе, где для каждого члена семьи, помимо всего прочего, выставлен кувшин с водой. Сей факт связан и с некоторыми религиозными обрядами, и с правилами личной гигиены, идущими от предков. В прошлом татары, совершая длительные конные переезды, подолгу находились в седле. Содержать в запущенном состоянии определенные участки тела, соприкасающиеся с лошадью, - значит обрекать себя на различного рода кожные заболевания. Вот и возил с собой каждый наездник своеобразное "биде", прикрепленное к седлу, в виде кувшина, наполненного водой. Длительные переезды на лошадях остались в прошлом, а кувшины в отхожих местах продолжают стоять и по сей день.
Ритуал гостеприимства у татар начинается с бани. После этого распаренных и умытых гостей приглашают к столу. По традиции мужчины и женщины сидят отдельно. Однако нельзя сказать, что женщины у татар испытывают какие-то правовые ограничения. От многих мужчин приходилось слышать, что на татар с каждым днем надвигается мягкая поступь жесткого матриархата.
Само застолье начинается с супа, приготовленного из лапши и курицы. Далее на столе появляется многослойный пирог - белеш. В его начинку входят: мелко порезанная картошка, мясо, лук, творог. После съеденного супа и кусочка пирога, едва уместившегося на тарелке, разговоры о том, что вы уже сыты, во внимание не принимаются. Тарелки наполняются третьим блюдом - большими зажаренными кусками мяса с картошкой.
Во время перерыва, связанного с уборкой посуды и подготовкой к чаепитию, рекомендуется полежать на спине (но не спать), закинув правую ногу на левую. Между тем на столе появляются национальные сладости: чак-чак, кок (пастила из ягод), различные сдобы, курага, урюк, мед. Приглашая в гости, татары не позволят себе ограничиться скромным угощением.
НА СВАДЬБЕ
ВСЕ начинается с того, что в дом невесты приходят родители жениха и его поверенные для обсуждения организационных вопросов. По традиции, у татар никогда не обговаривается, что должна дать по случаю свадьбы сторона невесты. Что же касается жениха, то прежде чем брать полюбившуюся девушку в жены, он должен подготовить колон, т. е. одеть свою будущую жену с головы до ног. Мулла в своей регистрационной книге записывает мехер (обязательства), куда входит колон и то, что дает сторона жениха для проведения свадьбы. Записывается и та часть мехера, которая до определенного времени числится за стороной жениха. Выплачивается она в случае развода невесте или выдается молодым в качестве материальной поддержки. В настоящее время соблюдение свадебного обряда во многом зависит от муллы. Мулла, хорошо знающий все обряды, по мнению самих татар, встречается крайне редко. В назначенный день в доме невесты проводится венчание - никах. Мулла перед молодоженами и гостями зачитывает свадебную молитву. После этого начинается застолье. Присутствие за столом невесты и жениха зависит от их пожелания. Они могут покинуть гостей и уединиться в специально отведенной для первой брачной ночи комнате.
Через два-три дня после никах проводится официальная регистрация. Только тогда невеста переезжает в дом жениха, где ее встречают со всеми почестями. К крыльцу дома обязательно выстилается дорожка, но прежде чем невеста зайдет в дом, родители жениха подводят к ней какую-нибудь домашнюю живность, к которой невеста по обычаю должна прикоснуться рукой.
Для татар намного важнее провести национальный свадебный ритуал, нежели официально зарегистрироваться в сельсовете или в загсе. Таковы некоторые традиции этого народа...
* * *
ОФИЦИАЛЬНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Проблема защиты конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации, как никогда, обнажилась в связи с референдумом в Татарстане. Что стоит за естественным стремлением одних людей получить абсолютную свободу и за стремлением других - поставить ее в какие-то рамки?
У РАССМАТРИВАЕМОЙ проблемы 4 уровня.
Первый. Оценка ситуации с точки зрения логики развития политического процесса в масштабах всей России.
Второй. Логика политического процесса внутри Татарстана.
Третий. Оценка развития ситуации с точки зрения обострения национальных отношений в переходный политический период, в период тяжелейшего экономического кризиса. Именно на этом уровне идет дискуссия о праве народа на самоопределение.
Четвертый. Оценка ситуации с точки зрения децентрализации власти и управленческих полномочий. В этом случае проблема обретает форму дискуссии о разграничении полномочий.
О КАКОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИДЕТ РЕЧЬ?
Еще не ушли из памяти события, когда в целях политической борьбы с потенциально демократическим российским парламентом использовались автономии Российской Федерации. Сейчас мы находимся в той стадии развития, когда попытка использования республиканского, областного, краевого уровней организации власти по-прежнему играет важную роль в политическом процессе.
Конкретные примеры. Недавно в Томском областном Совете на сессии решался вопрос об отдельной республике, 27 февраля - в Красноярске. Если вы посмотрите на национальный состав этих и ряда других регионов, то вы, конечно, поймете, что речь не идет о самоопределении наций.
Речь идет о несогласии с курсом политической и экономической реформы, о попытке отгородиться от центральной российской власти.
Но на фоне травмированной психологии людей в связи с распадом Союза продолжение распада уже Российской Федерации создает очень мощную политическую базу для государственной нестабильности, для борьбы под лозунгами "патриотизма, сохранения единой и неделимой".
Именно поэтому политическим последствием попыток выхода или заявлений о невхождении в РФ является угроза конституционному строю Российской Федерации.
ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ
Вероятно, что события в Татарстане находятся в том же русле, в каком они развивались в Грузии, Азербайджане, Чечне и т. д.
Посмотрите, как подается вопрос: мы не выходим из состава России. На этом ставится точка. Здесь, казалось бы, все нормально. Но у медали есть две стороны. Логика националистического движения в Татарстане заключается в том, что они утверждают, будто никогда и не входили в состав Российской Федерации. Поэтому референдум с такой постановкой вопроса есть не что иное, как попытка юридически закрепить статус невхождения в Российскую Федерацию. Потому что открытая постановка вопроса - выйти из РФ - при 43% русского населения обречена на неудачу.
БАНТУСТАН ИЛИ РЕЗЕРВАЦИЯ?
Кто ответит на несколько вопросов: о чьем самоопределении идет речь? О самоопределении татарской нации? Каково соотношение категорий "российский народ" и "народ Татарстана"? Являются ли русские в Татарстане частью татарского народа? Нигде - ни в теории, ни в практике, ни в конституционных документах ответов на эти вопросы нет. До тех пор, пока не будет построена конституционная основа национально-государственного устройства, когда основой государственного суверенитета России является многонациональный народ России, а основой государственности республик в составе Российской Федерации являются народы этих республик, как составная часть российского народа, до тех пор угроза разрушительной силы лозунга о самоопределении наций вплоть до отделения будет витать над нами. Потому что в чистом виде этот лозунг нереализуем иначе как через бантустаны и резервации. Любой другой метод отделить этнически одну нацию от другой бес перспективен.
На третьем уровне за референдумом в Татарстане последует межнациональный конфликт. Провоцирование переселения татар из центральной России в Татарстан, русских из Татарстана в Россию придаст этому конфликту гораздо больший масштаб, чем тот, который мы имеем в Нагорном Карабахе.
О ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ
Этот процесс в целом объективный, хотя имеет противоречия. И Верховный Совет, и Президент России демонстрируют здесь готовность идти на самое широкое перераспределение полномочий. Логика подготовки федеративного договора, нового проекта Конституции об этом свидетельствует.
Общий вывод внешне чисто парадоксальный. Проведение референдума в Татарстане угрожает суверенитету Татарстана. Признание же его неконституционным позволяет защитить суверенитет, экономическую целостность Татарстана, защитить права граждан всех национальностей.
И последнее.
Логика, августовского путча показывает: первое, что сделают пришедшие к власти правые силы, это растопчут любой суверенитет, в том числе и суверенитет Татарстана, растопчут его экономическую независимость.